Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 497835-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части обязательности изучения иного языка народов Российской Федерации), внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым, М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 497835-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании" предлагается внести изменения в части установления обязательности изучения иных языков народов Российской Федерации только для лиц, для которых он является родным.
Комитет Государственной Думы по делам национальностей не поддерживает данный проект закона по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует всем ее народом право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Также, согласно Законам Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и "Об образовании" преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
В соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов поддержки изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
Кроме того, в соответствии с Законами Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и "Об образовании" законодательно закреплено право граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения. Право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком обучения принадлежит родителям или лицам, их заменяющим, а язык - определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения или уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Изучение государственного языка Российской Федерации и государственных языков субъектов Российской Федерации регламентируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Необходимо отметить, что выражение "иные языки" используется для негосударственных языков, а действующее законодательство не содержит норму об обязательности изучения иных языков народов Российской Федерации.
Более того, в соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Комитет по делам национальностей отмечает, что с введением авторами законопроекта нормы об обязательности изучения иных языков для лиц, для которых он является родным, устанавливаются ограничения прав граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, что приведет к возникновению противоречия с правом выбора языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, учитывая количество языков и диалектов (более 230).
Положения представленного законопроекта не согласуются с Конституцией Российской Федерации и вышеназванными положениями федеральных законов.
Российская Федерация - одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 230 языках и диалектах. Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия, недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по делам национальностей не поддерживает законопроект N 497835-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части обязательности изучения иного языка народов Российской Федерации) и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по делам национальностей 23 мая 2012 года.
Председатель Комитета |
Г.К. Сафаралиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.