Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 497835-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "О б образовании", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, С.В. Ивановым и М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
Исходя из содержания предлагаемых представленным законопроектом изменений Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" (далее - Закон "О языках народов Российской Федерации) и Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") предполагается, в том числе, законодательно закрепить возможность установления обязательности изучения языков народов Российской Федерации только для лиц, для которых такие языки являются родными. Поскольку Закон "О языках народов Российской Федерации" и Закон "Об образовании" не содержат положений, согласно которым изучение языков народов Российской Федерации являлось бы обязательным, предлагаемые законодательные изменения, с учетом отсутствия в законодательстве Российской Федерации четкого определения понятия "родной язык", нуждаются в дополнительном обсуждении. Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона "О языках народов Российской Федерации" язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 9 Закона "О языках народов Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения, а право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, при обсуждении вопроса об обязательности изучения языков народов Российской Федерации следует иметь в виду правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой введение законами республики в составе Российской Федерации изучения государственного языка республики в составе Российской федерации в общеобразовательных учреждениях республики само по себе не нарушает закрепленное в Конституции Российской Федерации право каждого на свободный выбор языка воспитания и обучения постольку, поскольку предполагается, что изучение государственного языка республики в составе Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с определенными законодательством Российской Федерации федеральными государственными стандартами и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, выдаче документов о получении основного общего образования и получению образования более высокого уровня (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 года N 88-О-О).
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.