Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 466994-5 "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Никитиным
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству повторно рассмотрен проект федерального закона N 466994-5 "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Никитиным.
В соответствии с данным законопроектом предлагается изменить порядок (и в первую очередь, - момент) подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, одного из документов, представление которых является обязательным в связи с выдачей указанным иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на их временное проживание в Российской Федерации, - а именно, свидетельства (уведомления) об их постановке на учет в налоговом органе.
Как известно, согласно действующей редакции статьи 6.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных в нее Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) обозначенное свидетельство (уведомление) должно представляться в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы обратившимися за получением разрешения на временное проживание в Российской Федерации временно пребывающими в нашей стране иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение одного года со дня их въезда в Российскую Федерацию - по их усмотрению. При этом, если в течение одного года со дня въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, сведения об их постановке на налоговый учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган ФМС России, данным территориальным органом должна быть осуществлена проверка исполнения их упомянутой обязанности о такой постановке путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений об их постановке на учет в этом органе.
Рассматриваемым проектом федерального закона годичный срок для обязательного представления свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе в соответствующее подразделение ФМС России предлагается отсчитывать уже со дня получения указанными иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на временное проживание в нашей стране, (т.е. уже после изменения их правового положения в Российской Федерации с режима временного пребывания на режим временного проживания).
Представленный законопроект уже рассматривался Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству в период работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5-ого созыва и по итогам данного рассмотрения на заседании "24" марта 2011 года был рекомендован к принятию в 1-ом чтении.
Необходимость повторного обсуждения указанного проекта федерального закона Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству вызвана принятием уже упоминавшегося выше Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ, которым в рассматриваемый подпункт 2 пункта 5 статьи 6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" были внесены уточнения и дополнения.
В связи с этим при новом рассмотрении представленного проекта федерального закона, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что данный законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и в целом согласуется с нормативными правовыми актами действующего законодательства Российской Федерации и международными договорами нашей страны.
Однако у Комитета вызывает сомнение обоснованность предлагаемого изменения, поскольку его возможное принятие позволит временно пребывающим в нашей стране иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и обратившимися за получением разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в течение достаточно продолжительного времени оставаться вне сферы налогового учета, что не может считаться допустимым.
Кроме того, наличие статуса временно пребывающего в Российской Федерации у иностранного гражданина или лица без гражданства не препятствует им в их постановки на налоговый учет в нашей стране с целью последующего представления ими соответствующего подтверждающего документа уже для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поскольку действующим законодательством сегодня определяются вполне приемлемые возможности для надлежащей постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации не только временно или постоянно проживающих, но и временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Так, в соответствии со статьями 83 - 85 Части первой Налогового кодекса Российской Федерации Приказом Минфина России от 21 октября 2010 года N 129н утверждены Особенности учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Несмотря на то, согласно пунктам 5 - 10 этих Особенностей обязательная постановка на учет в налоговых органах временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, фактически, ограничивается только случаями осуществления такими гражданами и лицами трудовой деятельности в нашей стране (в качестве иностранных работников), получения ими статуса адвоката в Российской Федерации, принадлежностью им в Российской Федерации недвижимого имущества и (или) транспортного средства либо получением ими свидетельства о праве на наследство в отношении такого имущества или транспортного средства, пунктом 11 названных Особенностей зафиксировано, что любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, не состоящие на учете в налоговом органе по месту их пребывания в Российской Федерации, имеют право обратиться в соответствующий налоговый орган с заявлением по установленной форме о постановке на такой учет.
А в соответствии с пунктом 12 тех же Особенностей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, уже состоящие на налоговом учете по месту пребывания в Российской Федерации, но не имеющие свидетельства о постановке на такой учет, вправе обратиться в соответствующий налоговый орган с таким же заявлением.
В итоге указанные иностранные граждане и лица без гражданства могут получить необходимое им свидетельство (или уведомление) о постановке на налоговый учет в Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня подачи ими обозначенного заявления.
Таким образом, у иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих намерение обратиться либо уже обратившихся за получением разрешения на временное проживание в Российской Федерации имеется реальная возможность получить свидетельство или уведомление о постановке на налоговый учет в Российской Федерации без каких-либо препятствий, - с тем, чтобы впоследствии своевременно представить такой документ для получения разрешения на временное проживание в нашей стране.
С учетом отмеченных обстоятельств предлагаемое в инициированном законопроекте нововведение не может быть признано целесообразным, и вследствие этого не поддерживается Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству.
В связи с изложенным, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству признает утратившим силу свое предыдущее Заключение от "24" марта 2011 года на проект федерального закона N 466994-5 "О внесении изменений в статью 6.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы В.С. Никитиным, и рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект.
Настоящее Заключение утверждено Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "18" июня 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.