Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает установление административной ответственности за нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также административной ответственности членов общественных наблюдательных комиссий за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статей 19.32.1.
Правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, предлагается наделить мировых судей (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ). Правом возбуждать дела об указанных административных правонарушениях предлагается наделить прокуроров (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ).
Законопроект создает механизмы административного принуждения, необходимые для эффективного осуществления общественного контроля, введение которого предусмотрено проектом федерального закона N 3138-6 "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенным Президентом Российской Федерации.
Комитет поддерживает концепцию рассматриваемого проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
В то же время, по мнению Комитета, составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 предлагаемой статьи 19.32.1, нуждаются в уточнении с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 21 января 2010 года N 1-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П. Указанная правовая позиция состоит в том, что правовая норма должна отвечать критериям формальной определенности, ясности, недвусмысленности.
Учитывая изложенное, деяние, влекущее административную ответственность, должно быть, по возможности, подробно описано непосредственно в диспозиции нормы, устанавливающей административную ответственность.
В частности, в предлагаемой части 1 статьи 19.32.1 (воспрепятствование осуществлению общественного контроля) следует определить с учетом статьи 29 законопроекта N 3138-6 круг субъектов административного правонарушения, а также более подробно описать действия (бездействие), образующие объективную сторону состава административного правонарушения.
Диспозиция части 2 предлагаемой статьи 19.32.1 (нарушение членом общественной наблюдательной комиссии законодательства, регулирующего деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) также требует уточнения. В частности, необходимо более подробно описать деяние, влекущее административную ответственность, исключить возможную конкуренцию с другими нормами КоАП РФ.
Нуждаются в дополнительном обсуждении санкции рассматриваемых норм.
Целесообразно также рассмотреть вопрос о возможности отнесения дел об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой статьей 19.32.1 КоАП РФ, к подсудности судей районных судов.
Вместе с тем, высказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 13 февраля 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.