Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 129241-6 "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" направлен на приведение норм действующего законодательства, регулирующих правоотношения в жизненно важной для глухих и слабослышащих граждан сфере использования жестового языка, в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция).
В Российской Федерации более 190 тыс. инвалидов по слуху и слепоглухих, для которых, согласно положениям Конвенции, государство должно создать необходимые условия по содействию в использовании жестового языка.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" язык жестов признается как средство межличностного общения. Данная норма ограничивает применение русского жестового языка.
Законопроектом предлагается внести в указанную статью изменения, касающиеся определения статуса русского жестового языка, как языка общения при наличии нарушений слуха и/или речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом устанавливается требование для переводчиков русского жестового языка (сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков) о наличии соответствующего образования и квалификации, что позволит повысить качество предоставляемых услуг по сурдопереводу.
Законопроектом предусматривается создание органами государственной власти и местного самоуправления условий в подведомственных образовательных учреждениях для получения инвалидами по слуху образования с использованием русского жестового языка, а также обеспечение подготовки и переподготовки преподавателей и переводчиков русского жестового языка, государственной поддержки развития русского жестового языка.
Законопроектом предлагается дополнить статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормой, предусматривающей предоставление обучающимся инвалидам специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков бесплатно.
Одновременно предлагается признать утратившей силу часть восьмую статьи 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", содержащей в настоящее время данное требование, поскольку оно касается правоотношений в сфере регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием по организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Принятие законопроекта позволит расширить сферы применения русского жестового языка, повысить его роль в обеспечении коммуникационных возможностей для интеграции в общество инвалидов по слуху.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы предусмотрено финансирование из федерального бюджета мероприятий по профессиональной подготовке специалистов по сурдопереводу и тифлосурдопереводу, в том числе обучение на базовом уровне специалистов, оказывающих государственные услуги населению, русскому жестовому языку.
На реализацию данного мероприятия на 2011 - 2015 годы предусмотрены ассигнования в размере 31,6 млн. рублей, запланирована профессиональная подготовка более 630 специалистов.
В целях системного решения данной проблемы в рамках специальности высшего профессионального образования "Сурдопедагогика" открыта специализация "Жестовый язык" для получения дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка)".
В учреждениях среднего профессионального образования подготовка кадров в области сурдоперевода осуществляется по специальности "Организация сурдокоммуникаций" (квалификация выпускника - сурдопереводчик).
Для организации работы по расширению объемов подготовки кадров в области сурдоперевода в федеральных округах определены 13 базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих опыт подготовки специалистов по специальности "Сурдопедагогика", в том числе в рамках специализации "Жестовый язык".
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены нормы по предоставлению услуг по сурдопереводу. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608 определены Правила предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета (до 40 часов сурдоперевода в 12-месячном периоде). Указанные мероприятия реализуются за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2012 года и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Необходимость выделения дополнительных финансовых средств непосредственно из норм законопроекта не вытекает, реализация законопроекта будет осуществляться в пределах расходов федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий финансовый год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу каких-либо федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.