Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 621857-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий", внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, А.Г. Аксаковым, И.Д. Грачевым, В.К. Гартунгом, Г.В. Гудковым, О.Г. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, В.М. Зубовым, В.А. Лекаревой, Г.П. Хованской, Т.Н. Москальковой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 621857-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, А.Г. Аксаковым, И.Д. Грачевым, В.К. Гартунгом, Г.В. Гудковым, О.Г. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, В.М. Зубовым, В.А. Лекаревой, Г.П. Хованской, Т.Н. Москальковой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), определить основные принципы и случаи государственного регулирования цен, по перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется данное регулирование, и закрепить в едином законодательном акте, определить единый порядок осуществления государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.).
Законопроектом предлагается закрепить в едином законодательном акте основные принципы государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, а также установить их исчерпывающий перечень, определить единый порядок осуществления государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.).
При этом единые подходы предлагается закрепить одновременно для таких категорий товаров, как этиловый спирт и алкогольная продукция, коммунальные ресурсы, услуги ледокольного флота, протезно-ортопедические услуги, продукцию оборонного комплекса и другие столь же разнородные товары и услуги не учитывая их принципиальные различия как по степени влияния на качество жизни населения и социально-экономическое развитие страны, так и способы и методы регулирования.
В настоящее время регулирование тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.) на газ, электрическую и тепловую энергию, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, перевозки на железнодорожном транспорте, почтовой и электрической связи, коммунальные услуги и на другие товары и услуги осуществляется разными федеральными законами. В частности, Федеральными законами "Об электроэнергетике", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О связи", "О газоснабжении в Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "О естественных монополиях", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Указанные выше законодательные акты учитывают отраслевое различие предмета и сфер тарифного регулирования, следовательно, дополнительная регламентация процедур государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции и услуги при необходимости возможна путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Рассматриваемый законопроект основан на идее установить, единые принципы государственного регулирования цен, что само по себе неплохо, однако в различных сферах настолько различны цели, а, соответственно, и методы регулирования цен и они основаны на разных принципах, что это делает нереализуемой идею единых принципов регулирования.
Законопроект не учитывает особенности правового регулирования в той или иной сфере установленные соответствующими федеральными законами и, соответственно, способен будет внести лишь дезорганизацию в сложившуюся систему правового регулирования и потребуется большое количество времени для изменения отраслевого законодательства.
Полагаем, что принятие проекта может привести к правовым коллизиям, реализация рассматриваемых изменений потребует значительных изменений в соответствующие федеральные законы с целью их согласования. В частности, рассматриваемые изменения потребуют выведения из регулирования Федерального закона "О естественных монополиях", путем внесения изменения в статью 6 указанного Федерального закона. Кроме этого, законопроект нуждается в согласовании с частью 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов их инвестиционных программ). Аналогичные изменения требуют и иные названные федеральные законы.
Таким образом, по мнению Комитета, принятие законопроекта может создать условия для возникновения юридических противоречий между положениями проекта и нормами законодательством Российской Федерации, что не будет соответствовать требованию определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности правовых норм, неоднократно подтвержденному в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Считаем, что проект не сможет решить поставленной авторами задачи установления единых подходов к регулированию тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.), которые были бы одинаково применимы к разным сферам государственного регулирования.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Заместитель председателя Комитета |
П.Р. Качкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.