Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 621857-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, А.Г. Аксаковым, И.Д. Грачевым, В.К. Гартунгом, Г.В. Гудковым, О.Г. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, В.М. Зубовым, В.А. Лекаревой, Г.П. Хованской, Т.Н. Москальковой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 марта 2012 года (протокол N 18, пункт 41) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 621857-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, А.Г. Аксаковым и другими.
Законопроектом предлагается закрепить в едином законодательном акте основные принципы государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, а также установить их исчерпывающий перечень, определить единый порядок осуществления государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.).
Следует отметить, что регулирование тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.) на газ, электрическую и тепловую энергию, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, перевозки на железнодорожном транспорте, почтовой и электрической связи, коммунальные услуги и на другие товары и услуги осуществляется разными федеральными законами. В частности, Федеральными законами "Об электроэнергетике", "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", "О связи", "О газоснабжении в Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "О естественных монополиях", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Указанные выше законодательные акты учитывают отраслевое различие предмета и сфер тарифного регулирования, следовательно, дополнительная регламентация процедур государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные виды продукции и услуги при необходимости возможна путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
В связи с этим представляется нецелесообразным введение общего регулирования тарифов на электроэнергию для всех видов деятельности, так как в рамках одного законодательного акта невозможно полностью учесть существующую специфику ценообразования в разных сегментах рынка.
Полагаем, что принятие проекта может привести к правовым коллизиям, например, пунктом 4 статьи 6 законопроекта предлагается устанавливать тарифы (цены, расценки, ставки и т.п.) ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год со сроком действия с 1 января по 31 декабря.
При этом данное положение законопроекта не соответствует, в частности, части 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение и период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов их инвестиционных программ).
Таким образом, по мнению Комитета, принятие законопроекта может создать условия для возникновения юридических противоречий между положениями проекта и нормами законодательством Российской Федерации, что не будет соответствовать требованию определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности правовых норм, неоднократно подтвержденному в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Считаем, что проект не сможет решить поставленной авторами задачи установления единых подходов к регулированию тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.), которые были бы одинаково применимы к разным сферам государственного регулирования.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления концепцию законопроекта не поддерживает и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.