Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 621857-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, А.Г. Аксаковым, И.Д. Грачевым, В.К. Гартунгом, Г.В. Гудковым, О.Г. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, В.М. Зубовым, В.А. Лекаревой, Г.П. Хованской, Т.Н. Москальковой
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 621857-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий" (далее - законопроект), Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству отмечает следующее.
Текст законопроекта полностью идентичен тексту законопроектов N 200871-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий", который был отклонен Государственной Думой 19 февраля 2010 года (Постановление Государственной Думы N 3269-5 ГД) и N 519653-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий".
Законопроект предусматривает утверждение в рамках одного законодательного акта принципов государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.), а также исчерпывающего перечня случаев, когда такое регулирование применяется.
Однако, несмотря на актуальность проблемы государственного регулирования тарифов на продукцию монопольных видов деятельности и необходимость законодательного закрепления единых принципов такого государственного регулирования, в том числе путем установления тарифов на продукцию монопольных видов деятельности в увязке с утверждением бюджета соответствующего уровня, Комитет отмечает, что рассматриваемый законопроект в предложенной редакции не только не позволяет последовательно решить такую масштабную задачу, но и, как было отмечено на парламентских слушаниях 12 октября 2009 года, может привести к негативным социально-экономическим последствиям.
Предполагая закрепление в рамках одного законодательного акта всех существующих подходов к государственному регулированию цен и тарифов, законопроект не учитывает аспектов государственного регулирования в разных областях. Положения законопроекта, по сути, либо дублируют положения иных законодательных актов, либо противоречат содержащимся в них нормам.
В частности, Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации" определяются принципы государственной ценовой политики в области газоснабжения. Эти принципы никак не отражены в законопроекте.
Более того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья. Подобные возможности замены одного способа регулирования другим также не учтены законопроектом.
Предлагаемые в статье 6 законопроекта принципы государственного регулирования цен не учитывают положение статьи 23 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" о возможности дифференциации тарифов с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.
Особого внимания заслуживает оценка применимости законопроекта в сфере регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию. В статье 6 законопроекта речь идет об утверждении тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.), т.е. о фиксации их величины, тогда как в соответствии с Федеральными законами "Об электроэнергетике" и "О теплоснабжении" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) предполагает не только установление тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию, но и их предельных уровней.
Указанные предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Комитет отмечает, что вопрос установления предельных уровней тарифов не нашел отражения в законопроекте.
Не отражены в законопроекте и вопросы взаимодействия органов государственной власти разного уровня при регулировании тарифов, определенные Федеральным законом ""Об электроэнергетике". Указанным Федеральным законом, в частности, определяются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению в рамках установленных предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, а также порядок действий в случае установления цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня.
Согласно положениям Федерального закона "О теплоснабжении" органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования. Аналогичные положения отсутствуют в законопроекте. По мнению Комитета, Федеральными законами "Об электроэнергетике" и "О теплоснабжении" более подробно регламентирован механизм государственного регулирования тарифов, который лишь частично воспроизводится в законопроекте.
В законопроекте не учитываются особенности, связанные с государственным регулированием цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. В отличие от регулирования, направленного на ограничение роста тарифов естественных монополистов, когда возникает проблема компенсации обоснованных затрат производителей, регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, как правило, связано с установлением минимальных цен для сдерживания спроса на эту специфическую продукцию, имеющую низкую себестоимость. Такое регулирование имеет социальную направленность, однако в законопроекте подходы к государственному регулированию цен для данной сферы не учтены.
Статьей 5 законопроекта предусматривается государственное регулирование цен на отдельные виды продукции и услуги на уровне субъектов Российской Федерации в качестве обязательной нормы. При этом в настоящее время право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации применять государственное регулирование цен не означает, что такое регулирование всегда будет реализовано. В ряде случаев необходимость применения государственного регулирования цен отсутствует. Кроме того, положения статьи 5 законопроекта противоречат законодательству Российской Федерации, поскольку ограничивает установленные федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" полномочия органов местного самоуправления.
Таким образом, законопроект не реализует поставленной задачи об установлении единых подходов к регулированию цен, которые были бы одинаково применимы к разным сферам государственного регулирования. Законопроект практически не содержит норм прямого действия, положения законопроекта потребуют дальнейшей детализации в специальных законодательных актах, постановлениях Правительства Российской Федерации. В отношении уже действующих законов принятие законопроекта может породить коллизии в правоприменении.
В сопроводительных материалах к законопроекту указано, что его принятие не потребует внесения изменений в другие законодательные акты, что не соответствует действительности.
С учетом изложенного Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует отклонить проект федерального закона N 621857-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, А.Г. Аксаковым, И.Д. Грачевым, В.К. Гартунгом, Г.В. Гудковым, О.Г. Дмитриевой, М.В. Емельяновым, В.М. Зубовым, В.А. Лекаревой, Г.П. Хованской, Т.Н. Москальковой
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.