Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 621857-5 "Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым, А.Г. Аксаковым, И.Д. Грачевым и другими
(повторно, первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Правовое управление, повторно рассмотрев представленный законопроект, сообщает следующее.
Законопроектом предлагается установить основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), заключающиеся в определении основных принципов и случаев государственного регулирования цен, по перечню продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, в отношении которых осуществляется данное регулирование. При этом следует учитывать, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", в статье 6 которого установлено, что органами регулирования естественных монополий могут применяться только методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, определенные в данном Федеральном законе, в том числе метод ценового регулирования. Данной статьей отдельно определено, что государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами (Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" этот вопрос урегулирован).
В статьях 4 и 5 законопроекта устанавливается исчерпывающий перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию. Однако в наименовании проекта говорится только о продукции естественных монополий, в то время как согласно положениям статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях", указанные в статьях 4 и 5 законопроекта виды продукции не отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Указанные в статье 6 законопроекта общие принципы регулирования цен для всех регулируемых товаров и услуг, перечисленных в законопроекте, во взаимосвязи с установленным в статье 3 законопроекта верховенством рассматриваемого законодательного акта, не согласуется со спецификой ценообразования, урегулированной специальными федеральными законами "Об электроэнергетике", "О связи", "О естественных монополиях", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "О водоснабжении и водоотведении", "О теплоснабжении", "О газоснабжении в Российской Федерации", которые определяют полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования и установления цен на товары и услуги, а также устанавливают особенности регулирования тарифов в указанных областях.
Например, пунктом 4 статьи 6 законопроекта предлагается устанавливать тарифы (цены, расценки, ставки и т.п.) ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год со сроком действия с 1 января по 31 декабря. Данное положение законопроекта не соответствует, в частности, части 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которой периоды действия тарифов на подключение не могут быть менее трех лет каждый и должны соответствовать срокам реализации их инвестиционных программ (этапов этих программ). Кроме того, обращаем внимание, что в Государственную Думу внесен и находится на рассмотрении проект федерального закона N 82041-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения", предусматривающий установление тарифов на товары и услуги (в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, энергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения) на долгосрочный период (не менее трех лет).
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) проект нуждается в юридико-технической доработке.
Заместитель |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.