Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части расширения участия органов исполнительной власти в деле о банкротстве), внесенный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 26 апреля 2012 года (протокол N 23, пункт 46) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части расширения участия органов исполнительной власти в деле о банкротстве), внесенный Костромской областной Думой.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), предусматривающих наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления правами лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также дополнение перечня обязательных требований к арбитражному управляющему при утверждении его в деле о банкротстве.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается наделение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления правами лиц, участвующих в деле о банкротстве, путем внесения изменения в перечень таких лиц, а также правом участия в собраниях кредиторов без права голоса по делам о банкротстве субъектов естественных монополий и по тем делам, когда в составе имущества должника имеется имущество, относящееся к социально значимым объектам, определенным частью 6 статьи 129 Закона о банкротстве.
Целесообразность внесения предлагаемых изменений в Закон о банкротстве, по мнению авторов законопроекта, обусловлена заинтересованностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сохранении находящихся на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования социально значимых объектов и организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественных монополий.
Вместе с тем действующее законодательство обеспечивает надлежащую защиту интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в ходе рассмотрения дела о банкротстве.
Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 129 Закона о банкротстве собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации социально значимых объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве условием конкурса по продаже социально значимых объектов является обязательство покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств. После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса. Таким образом, сохранение целевого использования социально значимых объектов даже в случае их продажи в рамках конкурсного производства является обязательным.
Требования о недопустимости отказа от исполнения договоров должника перед потребителями, а также о соблюдении аналогичных условий договора купли-продажи имущества должника, являющегося субъектом естественной монополии, установлены статьями 200 и 201 Закона о банкротстве.
Тем самым полагаем, что участие представителей органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в собрании кредиторов в деле о банкротстве должника, в составе имущества которого имеются социально значимые объекты, либо если должник является субъектом естественной монополии, без права голоса, а значит и без возможности оказать влияние на принимаемые собранием кредиторов решения, не будет в должной мере способствовать достижению цели авторов законопроекта - обеспечению функционирования такого имущества.
Кроме того, авторами законопроекта не аргументирована необходимость обязательного привлечения арбитражными судами в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при рассмотрении дела о банкротстве должника, являющегося градообразующей организацией. Вместе с тем, обязательность привлечения арбитражными судами тех или иных лиц для участия в деле является компетенцией арбитражных судов и определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем полагаем, что расширение возможности участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в делах о банкротстве позволит в большей степени контролировать проведение процедуры банкротства должников, в составе имущества которых имеются социально значимые объекты, либо если должник является субъектом естественной монополии, с момента ее введения и принимать соответствующие предупредительные меры. Однако считаем, что для обеспечения функционирования такого имущества необходимы более значимые и системные меры по участию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процедурах банкротства.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать принятие рассматриваемого законопроекта только при условии учета указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.