Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам собственности
от 23 мая 2012 г. N 3.9-12/1
по проекту федерального закона N 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части расширения участия органов исполнительной власти в деле о банкротстве) - внесен Костромской областной Думой)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на расширение участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процедурах банкротства, а также на установление дополнительного требования к кандидатурам арбитражных управляющих.
В соответствии с законопроектом предусматривается участие без права голоса в собраниях кредиторов представителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в следующих случаях:
при наличии у должника невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий свыше двух месяцев;
при наличии в составе имущества должника социально значимых объектов - объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений, других образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий;
должник относится к естественным монополиям.
Кроме того, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в обязательном порядке привлекаются в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве должника, являющегося градообразующей организацией.
Законопроектом также предлагается установить правовую норму о том, что не могут быть назначены арбитражными управляющими лица, которые утверждены арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего в трех и более делах о банкротстве, производство по которым не прекращено.
Комитет по вопросам собственности не поддерживает концепцию законопроекта по следующим основаниям.
Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает участие сотрудников уполномоченного органа (таким органом Правительством Российской Федерации определена Федеральная налоговая служба) в качестве представителей кредиторов - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов - по налогам и иным обязательным платежам на собраниях кредиторов с правом голоса, а также в реализации иных процедур банкротства, в том числе в качестве участников рассмотрения дел о банкротстве в арбитражных судах (статья 12 Федерального закона). В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника (статья 35 Федерального закона). Кроме того при рассмотрении дела о банкротстве должника, являющегося градообразующей организацией, в деле о банкротстве в обязательном порядке участвует представитель органа местного самоуправления, а федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть привлечены к такому участию арбитражным судом (статья 170 Федерального закона).
Комитет по вопросам собственности разделяет позицию авторов законопроекта о целесообразности совершенствования механизма участия органов государственной власти в делах о банкротстве определенных категорий должников, в том числе о расширении участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в делах о банкротстве.
В то же время концептуальные положения законопроекта в представленной редакции не могут быть поддержаны по следующим основаниям.
Принятие законопроекта означает обязательное участие представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в собрании кредиторов без права голоса, т.е. не в качестве кредитора по налогам и иным обязательным платежам, а также участие представителей органов публичной власти во всех иных процедурах банкротства в случаях, когда отсутствует задолженность по налогам и иным обязательным платежам. Указанная новелла противоречит установленному статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации базовому принципу автономии воли субъектов гражданско-правовых отношений и представляет собой необоснованное вмешательство государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того законопроект не содержит каких-либо механизмов, с помощью которых представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, участвующие в собрании кредиторов или в рассмотрении дела о банкротстве, могли бы реализовать цели своего участия, например, способствовать погашению задолженности должника по заработной плате перед его работниками.
В законопроекте некорректно указаны случаи участия в собрании кредиторов представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления. В частности, одним из оснований такого участия предлагается считать наличие задолженности по выплате пенсий, стипендий и пособий. Однако пенсии, стипендии, пособия по временной нетрудоспособности, иные виды социальных пособий выплачиваются не организацией-должником, а такими органами государственной власти как Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, органы социальной защиты. В этой связи наличие задолженности по таким выплатам не имеет отношения к банкротству юридического лица.
Комитет по вопросам собственности обращает внимание на то, что в соответствии со статьей 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" сохранение целевого использования социально значимых объектов даже в случае их продажи в рамках конкурсного производства является обязательным. В этой связи участие в собрании кредиторов представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления без права голоса, а значит и без возможности оказать влияние на принимаемые собранием кредиторов решения также не будут способствовать достижению цели авторов законопроекта - обеспечению функционирования объектов социального значения.
Комитет также отмечает, что предусмотренные законопроектом правовые нормы могут привести при реализации процедур банкротства к коллизии интересов и действий различных органов государственной власти, в частности, представляющих кредиторов по обязательным платежам Федеральной налоговой службы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В частности, статьей 198 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено обязательное участие в деле о банкротстве естественных монополий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии. Таким образом, неясно каким образом будет координироваться позиция представителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти и представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при рассмотрении дела о банкротстве естественной монополии.
Предлагаемый законопроектом запрет назначения арбитражным управляющим гражданина, который уже утвержден арбитражным управляющим в трех и более делах о банкротстве, представляется недостаточно обоснованным, поскольку на практике могут быть ситуации, когда рассматриваются дела о банкротстве группы юридических лиц, например, основного и дочерних акционерных обществ. В таких случаях может возникнуть целесообразность назначения в качестве арбитражного управляющего одного и того же гражданина.
Комитет по вопросам собственности отмечает, что законопроект аналогичного содержания уже рассматривался Государственной Думой пятого созыва и был отклонен.
С учетом вышеизложенного Комитет по вопросам собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.