Официальный отзыв Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 42717-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", внесенный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), предусматривающие расширение возможности участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в деле о банкротстве и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, а также установление дополнительного требования к арбитражному управляющему при утверждении его в деле о банкротстве.
Законопроектом предусматривается участие представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в собраниях кредиторов без права голоса в следующих случаях:
при наличии у должника частичной невыплаты свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат;
при наличии в составе имущества должника имущества, относящегося к социально значимым объектам, указанным в пункте 6 статьи 129 Закона о банкротстве, а также в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии.
Кроме того, в соответствии с законопроектом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления привлекаются в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующих организаций и должников - субъектов естественных монополий.
Согласно пояснительной записке к законопроекту целесообразность внесения предлагаемых изменений в Закон о банкротстве обусловлена необходимостью оперативного мониторинга со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за ходом проведения процедур банкротства с целью принятия эффективных мер по защите интересов населения и работников должника, сохранения социально значимых объектов и организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественных монополий.
Вместе с тем положение законопроекта, предоставляющее представителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления право участия в собраниях кредиторов без права голоса с целью защиты прав работников, не поддерживается, поскольку в соответствии со статьей 12 и пунктом 1 статьи 35 Закона о банкротстве данными правами наделен представитель работников должника. При этом в пояснительной записке не указаны возможные способы защиты представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления интересов работников должника.
Участие представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в собрании кредиторов в деле о банкротстве должника, в составе имущества которого имеются социально значимые объекты, а равно если должник является субъектом естественной монополии, не приведет к достижению целей законопроекта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Закона о банкротстве условием конкурса по продаже социально значимых объектов является обязательство покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств. После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.
Требования о недопустимости отказа от исполнения договоров должника перед потребителями, а также о соблюдении аналогичных условий договора купли-продажи имущества должника, являющегося субъектом естественной монополии, установлены статьями 200 и 201 Закона о банкротстве.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 201 Закона о банкротстве при продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 Закона о банкротстве.
Таким образом, действующее законодательство позволяет субъектам Российской Федерации защищать интересы населения и принимать меры по защите социально-экономических интересов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В целях повышения эффективности деятельности арбитражных управляющих законопроектом предлагается установить в качестве обязательного требования к арбитражному управляющему осуществление им полномочий арбитражного управляющего не более чем в двух делах о банкротстве, производство по которым не прекращено.
Вместе с тем предложенное законопроектом ограничение количества проведения арбитражным управляющим процедур, применяемых в деле о банкротстве, приведет к ущемлению прав должника, конкурсного кредитора в выборе кандидатуры арбитражного управляющего исходя из его профессиональных качеств, опыта и компетентности в отношении сферы деятельности должника.
В настоящее время основным требованием к выбору арбитражного управляющего является уровень его профессиональной подготовки. При этом пунктом 3 статьи 20.2 Закона о банкротстве предусмотрена возможность установления дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать в интересах должника, кредиторов и общества.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Законом о банкротстве или федеральными стандартами.
Соответственно, должник либо конкурсный кредитор при подаче заявления в арбитражный суд осуществляет выбор кандидатуры арбитражного управляющего исходя из его профессиональных качеств и опыта.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.