Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 59674-6 "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" (о реализации международных стандартов по внедрению Государственной программы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 59674-6 "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" (о реализации международных стандартов по внедрению Государственной программы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации) (далее - Законопроект), внесенным Правительством Российской Федерации, предлагается путем дополнения Воздушного кодекса Российской Федерации уточнить нормы воздушного законодательства Российской Федерации в целях реализации стандартов, закрепленных в приложениях 1, 6, 8, 11, 13 и 14 к Конвенции о международной гражданской авиации по внедрению Государственной программы безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (далее - ГПБП).
Авторы Законопроекта предлагают дополнить положения Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" новой статьей 27.1.
Проектируемая статья предполагает внесение в Воздушный кодекс Российской Федерации дополнений, предусматривающих наделение Правительства Российской Федерации функциями по установлению требований к государственной системе обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации и определению порядка ее функционирования.
Кроме того, новая статья предусматривает наделение уполномоченного органа в области гражданской авиации функциям мониторинга за состоянием элементов контроля за безопасностью полетов, сбору, анализу и защите от нецелевого использования информации по безопасности полетов.
По мнению авторов, принятие Законопроекта будет способствовать внедрению новых систем обеспечения безопасности полетов гражданской авиации, что позволит в значительной мере повысить уровень безопасности полетов при снижении затрат государства и поставщиков.
Действительно, Российская Федерация является участником Конвенции о международной гражданской авиации, принятой 7 декабря 1944 года в Чикаго и ратифицированной СССР 15 октября 1970 года.
В соответствии со статьями 12 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации каждое договаривающееся государство приняло на себя обязательство сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов и процедур международной аэронавигации.
Данные правила, стандарты и процедуры в соответствии со статьей 54 Конвенции о международной гражданской авиации устанавливаются Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в стандартах, именуемых приложениями.
Советом ИКАО в марте 2009 года в указанные стандарты внесены поправки, касающиеся разработки требований к системам управления безопасностью полетов.
В пункте 11.2.1 документа ИКАО Doc 9859 AN/474 "Руководство по управлению безопасностью полетов" отмечается, что ГПБП является системой управления государством безопасностью полетов. Реализация данной Государственной программы должна соответствовать масштабам и сложности авиационной системы государства и может потребовать координации с различными ведомствами, ответственными в государстве за отдельные элементы деятельности гражданской авиации.
Данный подход требует издания нормативного правового акта, определяющего требования к такого рода государственной системе обеспечения безопасности полетов гражданской авиации, а также определения порядка ее функционирования, включающего функции различных органов государственной власти по обеспечению безопасности полетов.
В данной связи следует отметить, что в стандартах ИКАО установлены только концептуальные рамки для принятия и выполнения участником Конференции ГПБП. Поэтому данная Государственная программа должна содержать обязательные для выполнения правовые нормы как для органов государственной власти и управления, так и для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации.
Очевидно, что изложенное определяет необходимость разработки ГПБП и ее принятия в форме постановления Правительства Российской Федерации.
Реализация указанных требований, требует внесения изменений в действующую редакцию Воздушного кодекса Российской Федерации в части наделения Правительства Российской Федерации функциями по установлению требований к государственной системе обеспечения безопасности полетов гражданской авиации Российской Федерации и определению порядка ее функционирования.
Кроме того, следует учитывать и тот факт, что реализация ГПБП и внедрение Руководства по управлению безопасностью полетов позволит избежать в отношении российских авиаперевозчиков мер ограничительного характера со стороны авиационных администраций иностранных государств и создаст благоприятные условия для дальнейшего развития международной интеграции в сфере гражданской авиации.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 59674-6 "О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации" (о реализации международных стандартов по внедрению Государственной программы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.