Заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества
от 26 апреля 2012 г. N 3.1-06/799
на проект федерального закона N 8434-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 апреля 2012 года и отмечает следующее.
Проект данного федерального закона в соответствии с пунктом "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Федеральный закон подготовлен в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года в части перехода к выборам высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
С этой целью вносятся изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Федеральным законом устанавливается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации на срок не более пяти лет и одно и то же лицо не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона, кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями. При этом политические партии вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность, как члена данной политической партии, так и лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Также законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону Президент Российской Федерации по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвинувшими своих кандидатов, а также с кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения, порядок проведения консультаций будет определяться Президентом Российской Федерации, правовые последствия консультаций Федеральным законом не предусмотрены.
Кроме того, Федеральным законом предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента Российской Федерации может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий.
В процессе подготовки данного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении уточнена процедура выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Федеральным законом предусмотрено, что предварительный отбор кандидатур будет осуществляться на основе "муниципальных праймериз" в соответствии со следующими требованиями.
Выдвижение кандидата и от политической партии и в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (конкретное число лиц будет устанавливаться законом субъекта Российской Федерации).
При этом кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.
Поддержка кандидата будет осуществляться путем проставления указанными лицами своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована.
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. Порядок сбора подписей и порядок их проверки устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Списки лиц, поддержавших кандидатов, будут публиковаться в региональных государственных периодических изданиях или размещаться на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Одновременно Федеральным законом устанавливается, что кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований для регистрации необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Дополнительным пунктом 1.1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вводится ограничение на количество указанных подписей, которое не может составлять менее 0,5 процента и более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Федеральным законом утверждается форма подписного лица для сбора подписей (приложение 10 к Федеральному закону).
Федеральным законом устанавливается исчерпывающий перечень оснований для отрешения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации от должности в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации: выявление в отношении высшего должностного лица фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов.
Федеральным законом также вносится дополнительное основание для отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае неисполнения им решения Конституционного Суда Российской Федерации, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если указанное решение не исполнено в течение одного месяца со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок.
Также Федеральным законом предусматривается возможность отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по инициативе избирателей по одному из следующих оснований:
нарушение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации законодательства Российской Федерации и (или) законодательства субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен соответствующим судом;
неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей, установленное соответствующим судом.
При этом предусмотрено, что обратиться в соответствующие судебные инстанции об установлении вышеназванных фактов вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан Российской Федерации в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории субъекта Российской Федерации и обладающих активным избирательным правом.
Процедура отзыва проводится в таком же порядке, как и для проведения референдума субъекта Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных рассматриваемым Федеральным законом, таких как:
инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
в поддержку инициативы отзыва собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта Российской Федерации и должно составлять не менее одной четверти от числа избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации;
голосование по отзыву назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии хотя бы одного из оснований отзыва и необходимого количества достоверных подписей избирателей;
голосование по отзыву проводится не позднее 60 дней со дня принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о назначении голосования по отзыву.
отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования и другие.
Федеральным законом устанавливается, что инициатива проведения голосования по отзыву лица, наделенного на день вступления в силу рассматриваемого Федерального закона полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня его вступления в должность.
Статьей 2 Федерального закона вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", распространяющие общие нормы избирательного законодательства на выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2012 года. Первые выборы будут проведены во второе воскресенье октября 2012 года в субъектах Российской Федерации, срок полномочий высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) которых истекает в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона по 31 декабря 2012 года включительно.
До 1 июля 2012 года должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом конституции (уставы) субъектов Российской Федерации и приняты соответствующие законы субъектов Российской Федерации.
Не позднее 31 декабря 2012 года должны быть приняты законы субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок отзыва избирателями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон направлен на дальнейшую демократизацию российской государственно-политической системы, расширение прав граждан Российской Федерации в управлении делами государства, а также повышение ответственности и роли органов местного самоуправления.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.В. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.