Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 8434-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел данный законопроект.
Законопроект направлен на реализацию предложений по реформированию избирательного законодательства, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года.
Концепцией законопроекта предусмотрено ввести нормы, согласно которым высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации) будет избираться гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В этих целях предлагается внести изменения в ряд статей Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также предусмотреть, что в связи с внесением таких изменений потребуются изменения в ряд актов федерального законодательства, в том числе в Федеральный закон от 11.07.2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другие федеральные законы.
Согласно данному законопроекту из текста Федерального закона предполагается исключить соответствующие нормы, регулирующие порядок наделения гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в связи с чем ряд норм, в том числе содержащихся в подпункте "б.1" пункта 1 статьи 5 Федерального закона и предусматривающих полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по указанной процедуре, утрачивают силу.
Концепция законопроекта содержит ряд новелл, одной из которых предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации теперь будет избираться гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом к кандидату на указанную должность сохранены общие действующие требования о том, что он должен быть гражданином Российской Федерации, не имеющим гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигшим возраста 30 лет (новая редакция пункта 3 статьи 18 Федерального закона).
Другой новеллой станет измененный порядок выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, согласно которому кандидаты будут выдвигаться либо политическими партиями, либо в порядке самовыдвижения.
При этом предусматривается, что выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом Российской Федерации, порядок проведения которых определяется Президентом Российской Федерации.
В поддержку кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, предполагается собирать подписи избирателей, количество и порядок сбора которых будут определяться законом субъекта Российской Федерации (новая редакция пункта 3 статьи 18 Федерального закона).
Предусматривается также, что процедура проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Предполагается также, что указанное лицо будет избираться на срок не более пяти лет, при этом срок его полномочий должен определяться конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляться со дня его вступления в должность.
В законопроекте уточнены основания для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. Теперь такими основаниями являются выявление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Еще одной новеллой законопроекта является возможность применения процедуры отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случаях нарушения им федерального законодательства или законодательства субъекта Российской Федерации либо неоднократного без уважительных причин неисполнения им своих обязанностей, установленного соответствующим судом.
Процедура отзыва проводится по инициативе населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации, с учетом особенностей, предлагаемых новыми нормами законопроекта.
В поддержку инициативы проведения голосования по процедуре отзыва собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта Российской Федерации.
Проверка подписей избирателей, соблюдения порядка их сбора, а также проверка соблюдения процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, действующей в качестве комиссии по отзыву.
Инициатива проведения голосования по отзыву может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в должность избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Голосование по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации будет назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии хотя бы одного из предусмотренных законом оснований отзыва, необходимого количества достоверных и (или) действительных подписей избирателей, установленного законом субъекта Российской Федерации, а также при соответствии процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву и представленных документов требованиям закона. Голосование по отзыву предлагается назначать не позднее 90 дней со дня представления инициаторами отзыва в комиссию по отзыву всех необходимых документов, в том числе подписных листов.
Согласно законопроекту отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Рассматриваемым законопроектом также предусматриваются переходные нормы (статья 3 законопроекта), согласно которым лица, наделенные на день вступления в силу новых норм Федерального закона полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, продолжают осуществлять свои полномочия до истечения их срока, а инициатива проведения голосования по отзыву высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления его в должность.
Предусмотрено также, что приведение конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законом и принятие законов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также порядок его отзыва избирателями, должны быть осуществлены не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу федерального закона.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству отмечает, что данный законопроект внесен в соответствии с требованиями статьи 104 Конституции Российской Федерации, в пределах ведения, предусмотренных статьей 72 Конституции Российской Федерации, и соответствует предписаниям частей 1, 2 и 3 статьи 80, пункту "б" статьи 83 и части 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации.
Комитет полагает, что данный законопроект будет способствовать повышению ответственности избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации перед гражданами, обеспечению прозрачности деятельности государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также имеет целью реализовать конституционные процедуры, направленные на повышение доверия граждан к избираемым ими органам государственной власти.
Вместе с тем, полагаем возможным высказать ряд замечаний, которые должны быть учтены при подготовке законопроекта к процедуре второго чтения.
1. Требует дополнительного обсуждения предельное количество сроков, на которое может избираться высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Полагаем возможным определить, что одно и то же лицо не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.
2. Полагаем целесообразным конкретизировать предлагаемые положения подпункта "б", пункта 3 статьи 1 законопроекта, предусматривающие проведение политическими партиями консультаций по выдвижению своих кандидатов с Президентом Российской Федерации, определить возможные правовые последствия таких консультаций, а также их формы, порядок и условия.
Считаем необходимым предусмотреть, что право на проведение консультаций с Президентом Российской Федерации по выдвижению кандидатур, следует предоставить политическим партиям, представленным в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, и политическим партиям, представленным в законодательном (представительном) органе соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Необходимо предусмотреть нормы, расширяющие возможности Президента Российской Федерации ставить вопрос об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в связи с утратой доверия на основании выявления фактов коррупции или неурегулированию конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также дополнить эти основания возможностью отрешения от должности указанного лица в связи с утратой доверия в иных случаях нарушения требований федерального законодательства, принимая во внимание, что факт имевшего места нарушения должен быть подтвержден решением суда.
4. Полагаем необходимым подготовить предложения по изменению соответствующих норм Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с целью распространения общих норм, регулирующих порядок проведения выборов и требований к кандидатам, на проведение выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также других федеральных законов из приложенного к данному законопроекту Перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта, направленных на обеспечение реализации новелл, предложенных Президентом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета 15 февраля 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.