Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
по проекту федерального закона N 8434-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу об избрании гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (назначен соисполнителем решением Совета Государственной Думы от 23 января 2012 года, протокол N 6) рассмотрел, в части вопросов ведения комитета, проект федерального закона N 8434-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу об избрании гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)), внесенный Президентом Российской Федерации.
Законопроектом предлагается закрепить норму о том, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Одновременно с этим подпункт "б.1" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N184-ФЗ), закрепляющий полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации наделять гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации, предлагается признать утратившим силу.
Законопроектом уточняются сроки осуществления полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), порядок выдвижения кандидата на соответствующую должность, обстоятельства отрешения его от должности, а также предусматривается возможность отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
При этом комитет обращает внимание на норму законопроекта о необходимости консультаций с Президентом Российской Федерации в случае выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) политическими партиями. Наряду с этим предусматривается возможность самовыдвижения кандидатов, в поддержку которых собираются подписи избирателей, количество и порядок сбора которых определяются законом субъекта Российской Федерации. Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Поддерживая в целом концепцию рассматриваемого законопроекта, комитет отмечает, что его принятие будет способствовать развитию демократических принципов и совершенствованию политической системы страны.
Вместе с тем ряд положений представленного законопроекта, по мнению комитета, нуждается в дополнительном обсуждении и уточнении.
Законопроект в представленной редакции не предусматривает ограничений количества сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В то же время такое ограничение в соответствии с частью 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации и частью 5 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" установлено в отношении Президента Российской Федерации (не более двух сроков подряд). Введение соответствующей нормы в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) будет способствовать унификации правового регулирования данного вопроса. Необходимо также отметить, что до введения института наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Федеральном законе N 184-ФЗ ограничение количества сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать указанную должность, предусматривалось.
Законопроектом предполагается дополнить статью 18 Федерального закона N 184-ФЗ новым пунктом "5.1", который воспроизводит норму из предлагаемого признать утратившим силу пункта "2.3" указанной статьи в следующей части: "При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации". При этом норма о том, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается вступившим в должность с момента принесения присяги не воспроизводится. В этой связи комитет полагает, что отсутствие указанной нормы может привести к возникновению правовой коллизии, связанной с неурегулированностью начала и окончания срока исполнения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Необходимость данной нормы подтверждается тем, что по отношению к должности Президента Российской Федерации этот вопрос урегулирован частью 1 статьи 92 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
Следует также иметь в виду, что присяга народу и порядок ее принесения определяются в Конституции Российской Федерации применительно к должности Президента Российской Федерации. Представляется целесообразным закрепить в Федеральном законе N 184-ФЗ норму о том, что текст присяги высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при вступлении в должность и порядок ее принесения определяются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Комитет также полагает, что во избежание появления правовой коллизии следует соотнести нормы рассматриваемого законопроекта в части регламентации процедуры отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Так, предлагаемыми новыми пунктами 7.1 и 7.3 Федерального закона N 184-ФЗ данная процедура регламентируется с одной стороны законом субъекта Российской Федерации, регулирующим отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а с другой - в порядке, установленном для проведения референдума субъекта Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 184-ФЗ.
Поскольку указанные замечания могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает проект федерального закона N 8434-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (по вопросу об избрании гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.