Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 137425-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"
Досье на проект федерального закона
Проект закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" разработан в целях уточнения отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Пунктом 2 статьи 25.3 определен перечень положений, которые должны быть отражены в договоре о создании КГН.
Учитывая, что Кодексом не определен порядок взаимных расчетов между участниками КГН по уплате налогов, пени, штрафов, законопроектом предлагается дополнить статью положением, предусматривающим обязательность отражения в договоре о создании КГН порядка определения сумм подлежащих передаче участниками КГН ответственному участнику.
Одновременно в законопроекте необходимо предусмотреть в пункте 5 статьи 25.5 обязанность участника КГН перечислять участнику денежные средства для уплаты налога, пени, штрафа в порядке, установленном в договоре о создании КГН.
Пунктом 6 статьи 25.3 предусмотрено предоставление ответственным участником в налоговые органы при регистрации договора о КГН копий решений налоговых органов о проведенных зачетах.
Вместе с тем, Кодексом не предусмотрено вручение налогоплательщику решения о проведенном зачете. Зачастую налоговые органы предоставляют налогоплательщику не копию принятого решения о проведении зачета, а иные подтверждающие документы: письма, уведомления и т.п.
Законопроектом предлагается дополнить статью 25.3 нормой, позволяющей ответственному участнику предоставлять как копии решений налогового органа, так и иных документов налоговых органов подтверждающих осуществленные зачеты.
Пунктом 2 статьи 25.4 предусмотрен перечень случаев, когда налогоплательщики обязаны внести изменения в договор о создании КГН, в частности, в случае принятия решения о реорганизации одного или нескольких участников КГН.
При этом указанные изменения подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.
Вместе с тем, в случае реорганизации участника КГН путем присоединения к нему организации, не являющейся участником КГН, либо в случае выделения из организации - участника КГН организации, не включаемой в состав участников КГН, фактически не происходит изменений положений договора о создании КГН.
В целях снижения излишних административных и бюрократических барьеров, законопроектом предлагается исключить необходимость перерегистрации договора путем дополнения подпункта 2 пункта 2 статьи 25.4 нормой предусматривающей, что внесение изменений в договор в указанных выше случаях не требуется.
Кроме того законопроектом предлагается при внесении изменений в договор о создании КГН в случае присоединения к КГН новой организации предоставлять в налоговые органы документы только по вновь вступающей в КГН организации, а не формировать новый пакет документов по всем участникам КГН, как это предусматривает действующая редакция. Также, законопроектом предлагается представлять документы, подтверждающие выполнение условий, установленных пунктом 5 статьи 25.2 в случае выхода организации из состава участников КГН.
Соответственно в подпункте 1 пункта 7 статьи 25.4 предлагается предусмотреть, что основаниями для отказа в регистрации изменений договора о создании КГН, будут невыполнение условий предусмотренных пунктами 2, 3 и 6 статьи 25.2 присоединяемой к КГН организацией, или пунктом 5 статьи 25.2 при выходе организации из состава участников КГН.
Одновременно предлагается уточнить формулировки отдельных пунктов статей 25.5 и 25.6 в отношении соблюдения участниками КГН не всех условий статьи 25.2, а только условий предусмотренных пунктами 2 и 6.
Законопроектом предлагается уточнить условия прекращения деятельности КГН предусмотренные Кодексом.
В частности, действующая редакция статьи 25.6 определяет, что одним из условий прекращения деятельности КГН является реорганизация, ликвидация ответственного участника КГН, при этом законопроектом предлагается установить, что прекращение деятельности КГН возникает при ликвидации ответственного участника, вне зависимости от его реорганизационных процедур, кроме реорганизаций повлекших прекращение его деятельности.
Действующая редакция статьи 288 Кодекса, определяющей порядок уплаты налога на прибыль организаций по обособленным подразделениям предусматривает возможность уплаты организацией по группе обособленных подразделений, находящихся в одном субъекте Российской Федерации.
При этом в отношении уплаты налога по участникам КГН подобной процедуры действующая редакция не предусматривает.
В этой связи, в целях единообразного подхода к порядку уплаты налога на прибыль организаций законопроектом предлагается внести изменения в статью 288 путем предоставления права ответственному участнику КГН определять общую сумму, причитающуюся к уплате по группе обособленных подразделений участника, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предлагается также внести отдельные изменения в раздел V.1. "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".
Действующая редакция пункта 4 статьи 105.14 Кодекса содержит положения, в соответствии с которыми сделки не признаются контролируемыми, сторонами которых являются лица, в частности, не имеющие обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, не уплачивающие налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ.
Законопроектом предлагается внести изменения, направленные на установление возможности не признавать сделку контролируемой при наличии обособленного подразделения на территории другого субъекта при условии соблюдения 5-ти процентного порога доли авансовых платежей, зачисляемых по месту нахождения такого подразделения от сумм, уплачиваемых по месту нахождения организации.
Исходя из действующей редакции статьи 105.24 следует, что при нарушении условий соглашения, повлекших неполную уплату налога, действие соглашения прекращается.
То есть, в случае нарушения условий соглашения одним из участников многостороннего соглашения, данное соглашение прекратит действие, как для данного налогоплательщика, так и для остальных участников.
В целях защиты интересов прочих участников соглашения - добросовестных налогоплательщиков целесообразно предусмотреть условие сохранения действия соглашения для участников многостороннего соглашения соблюдающих его требования вне зависимости от нарушения соглашения одним из участников.
В этой связи, законопроектом предлагается дополнить статью новым пунктом, предусматривающим сохранения соглашения для прочих участников многостороннего соглашения не допускающих его нарушения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" не потребует расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения и принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.