Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается изложить абзац второй пункта 1 статьи 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в новой редакции, уточнив перечень условий, которым участники консолидированной группы налогоплательщиков должны соответствовать в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
Поскольку практика применения указанных положений Кодекса в настоящее время отсутствует, их пересмотр считаем нецелесообразным.
Правительство Российской Федерации поддерживает предложение об отмене требования о внесении изменения в договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков в случае принятия решения о реорганизации организации - участника консолидированной группы налогоплательщиков в форме присоединения к ней организации, не являющейся участником данной консолидированной группы налогоплательщиков. При этом считали бы целесообразным расширить данную норму за счет случаев реорганизации организации - участника консолидированной группы в форме выделения из нее организации, не являющейся участником этой группы.
Законопроектом также предлагается внести изменение в подпункт 3 пункта 6 статьи 25.3 Кодекса, предусмотрев открытый перечень документов, подтверждающих проведение налоговым органом зачета по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых.
Вместе с тем в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется только по решению налогового органа.
Правительство Российской Федерации не поддерживает предложение о представлении в налоговый орган документов, подтверждающих выполнение условий, предусмотренных статьей 25.2 Кодекса, при регистрации соглашения об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков только в случае включения в такую группу новой организации.
Учитывая, что при выходе организации из консолидированной группы налогоплательщиков возможны изменения в условиях, перечисленных в пункте 5 статьи 25.2 Кодекса, считаем подтверждение выполнения указанных условий необходимым во всех случаях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение деятельности присоединенного юридического лица предусмотрено исключительно в отношении реорганизации в форме присоединения. Таким образом, не ясно, что подразумевается под прекращением деятельности ответственного участника как юридического лица при реорганизации (пункт 5 статьи 1 законопроекта).
Пунктом 6 статьи 1 законопроекта предусматривается внести изменение в статью 105.3 Кодекса, согласно которому в случае если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольного органа, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения. В то же время антимонопольное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществляют регулирование в разных сферах общественных отношений. В связи с этим соответствующее изменение в статью 105.3 Кодекса не поддерживается.
По этим же основаниям не может быть поддержано изменение статьи 105.4 Кодекса, предусмотренное пунктом 7 статьи 1 законопроекта.
Подпунктом "в" пункта 8 статьи 1 законопроекта предлагается внести в подпункт 2 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса изменение, в соответствии с которым перечень сделок, которые не признаются контролируемыми, дополняется сделками, сторонами которых являются лица, не имеющие обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации или доля авансовых платежей по налогу на прибыль и суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения которых составляет менее 5 процентов суммы, подлежащей зачислению в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации.
Таким образом, предлагаемое положение содержит два взаимоисключающих требования, что создает неопределенность условий применения каждого их них. При этом не обоснована экономическая необходимость внесения вышеуказанного изменения.
Подпунктом "г" пункта 8 статьи 1 законопроекта предлагается внести в пункт 9 статьи 105.14 Кодекса изменение, в соответствии с которым при определении суммы доходов по сделкам за календарный год в целях признания их контролируемыми не учитываются сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами, а также сделки, доход по которым не превышает 10 млн. рублей. При этом экономическая необходимость внесения указанного изменения не обосновывается.
Изменения в подпункт 44 пункта 1 статьи 251 Кодекса (пункт 1 статьи 2 законопроекта) не поддерживаются, поскольку в данной норме Кодекса речь идет об установленном Кодексом порядке уплаты налога, который не может регулироваться положениями договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.
По этим же основаниям не поддерживается и пункт 2 статьи 2 законопроекта, предусматривающий внесение аналогичных изменений в пункт 48.14 статьи 270 Кодекса.
Правительство Российской Федерации поддерживает предложения, направленные на установление единообразного подхода к порядку уплаты налога на прибыль организаций по группе обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, и по участникам консолидированной группы налогоплательщиков, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 законопроекта). В то же время считали бы целесообразным урегулировать данный вопрос, установив, что уплата налога (авансовых платежей) ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков за участников этой группы, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 288 Кодекса.
Статья 3 законопроекта не согласуется со статьей 5 Кодекса, устанавливающей особый порядок вступления в силу актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, указанный законопроект Правительство Российской Федерации поддерживает при условии его доработки до рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 3 августа 2012 г. N 3986п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 137425-6 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части консолидированной группы налогоплательщиков и налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами", вносимый членом Совета Федерации Е.А. Самойловым"
Текст письма официально опубликован не был