Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 134363-6 "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
Цель данного проекта федерального закона состоит в пресечении случаев распространения недостоверной рекламы финансовых услуг юридическими лицами, не являющимися банками. Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - "Закон о банках") банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).
Юридические лица, не являющиеся банками, могут быть кредитными организациями, имеющими лицензию Банка России на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных Законом о банках, за исключением привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
Согласно статье 36 Закона о банках вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода, принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.
Слово "вклад" не должно также упоминаться в значении подпункта 3 пункта 2 статьи 26 "Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет" Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - "ГК") "внесение вкладов в кредитные учреждения", а также в смысле параграфа 2 главы 4 "Юридические лица" ГК "коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом".
Реклама сберегательных услуг, предоставляемых организацией, не имеющей право привлекать во вклады денежные средства физических лиц (не банком), в которой упоминается слово "вклад" в значении, отличном от указанного в Законе о банках, является недостоверной, вводящей в заблуждение потребителей.
Случаи распространения недобросовестной и недостоверной рекламы, нарушающей права потребителей, включают также случаи использования организациями, имеющими право предоставлять финансовые услуги, в рекламе их деятельности слов "вклад", "депозит", что является фактом ненадлежащей рекламы, поскольку не соответствует целям их деятельности. Такими организациями могут быть:
- микрофинансовые организации, предоставляющие услуги по принятию денежных средств физических лиц во вклады;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг, не имеющие лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц;
- кредитные кооперативы, принимающие вклады от физических лиц, при этом в рекламе указывается, что "вклады застрахованы" в соответствии с "системой страхования вкладов".
На практике получили распространение случаи, когда реклама услуг управляющей компании, в названии которых используется слово "вклад" без фактического предоставления услуги по принятию вклада на основании лицензии Банка России, размещенная в публичных местах и в сети Интернет на сайте данной управляющей компании, становится явным введением в заблуждение потребителей. При этом в рекламе дается сноска у слова "вклад" с разъяснением о том, что "в понятие "вклад" не вкладывается смысл, содержащийся в статье 5 Закона о банках. Понятие "вклад", содержащееся в названии услуги, не является "банковским вкладом" в соответствии с Главой 44 ГК" дана очень мелким шрифтом, прочитать который людям со слабым зрением (преимущественно пенсионного возраста) не представляется возможным. К тому же не каждый потребитель ознакомлен с содержанием указанных статей и имеет четкое представление об основных положениях договора банковского вклада, указанных в главе 44 ГК и Законе о банках.
Агентство по страхованию вкладов обнаружило, что его логотип незаконно используется одним из тульских кредитных потребительских кооперативов, в связи с этим оно обратилось в ФАС и правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по факту распространения недостоверной рекламы. Кооператив предлагает клиентам разместить свои сбережения от 1 000 до 1 000 000 рублей под 12-22% годовых на сроки от 6 до 48 месяцев. При этом кооператив сообщает о том, что "вклады застрахованы до 700 тыс. рублей в соответствии с федеральным законом", используя эмблему, схожую с эмблемой Агентства по страхованию вкладов с надписью "Система страхования вкладов", а также его слоган "Вклады застрахованы". Кооператив вводит в заблуждение клиентов, не имея права принимать вклады, не имея лицензии на осуществление банковских операций. Соответственно, не являясь банком, он не входит в систему страхования вкладов. Случаи страхования подобного рода сбережений граждан участникам рынка не известны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О рекламе"
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных материальных и иных затрат.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта
Рассмотрение и принятие данного законопроекта не потребует принятия, отмены, изменения и дополнения иных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.