Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 296026-5 "О внесении изменения в статью 81 Трудового кодекса Российской Федерации" (об установлении срока, в течение которого может быть произведено увольнение работника, не соответствующего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации)
(внесен Тюменской областной Думой)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 296026-5 "О внесении изменения в статью 81 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагается установить определенный срок, в течение которого может быть произведено увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) т.е. в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. В связи с этим указанная статья ТК РФ дополняется положением о том, что уволить работника в случае отрицательных результатов аттестации работодатель может не позднее одного месяца со дня доведения результатов аттестации до сведения работника.
Как отмечено в пояснительной записке, авторы полагают, что принятие законопроекта позволит защитить работника от негативных последствий аттестации по истечении одного календарного месяца со дня его уведомления о том, что аттестация не пройдена.
Утверждается также, что имеющийся законодательный пробел (отсутствие предельного срока увольнения) негативно сказывается на взаимоотношениях работника и работодателя и не способствует единообразию правоприменительной практики. Однако, в пояснительной записке не раскрываются ни суть этого негативного воздействия, ни сами негативные последствия, от которых работника следует защитить.
В то же время, исходя из логики трудовых отношений, работодатель сам не должен быть заинтересован в затягивании срока увольнения работника, не соответствующего занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации. Таким образом, работника надо защищать, прежде всего, от чрезмерно быстрого увольнения по данному основанию. И Кодекс такую защиту предусматривает.
Так, увольнение по п. 3 части 1 ст. 81 ТК РФ допускается только если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или ниже оплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все имеющиеся у него вакансии, отвечающие указанным требованиям.
На практике часто работодатель предоставляет не прошедшим аттестацию работникам срок для исправления ее неудовлетворительных результатов, направляет их на переобучение или повышение квалификации. Все это может занять и большее количество времени, чем один месяц. Таким образом, наличие императивной нормы о предельном сроке увольнения исключит такие благоприятные для работника возможности.
Необходимо учесть также ч. 5 ст. 373 ТК РФ, согласно которой работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность). Кроме того, статьи 374 и 376 ТК РФ требуют соблюдения особой процедуры увольнения профсоюзных активистов.
При этом предлагаемая норма о максимальном месячном сроке увольнения работника, не прошедшего аттестацию, определенно входит в конфликт с приведенной выше нормой ч. 5 ст. 373 ТК РФ, поскольку последняя устанавливает месячный срок со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, а не со дня доведения результатов аттестации до сведения работника.
Таким образом, предлагаемое законопроектом дополнение статьи 81 ТК РФ не учитывает действующие нормы и не соответствует основным задачам трудового законодательства, закрепленным в статье 1 Кодекса, поскольку не способствует достижению оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 18 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и от 49 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 10 субъектов РФ получен положительный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов РФ следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало ряд юридико-технических замечаний к законопроекту.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Комитеты Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, а также по социальной политике и здравоохранению поддерживают указанный законопроект.
Сторона общероссийских объединений профсоюзов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений указанный проект федерального закона не поддерживает.
Сторона общероссийских объединений работодателей Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не поддерживает представленный проект федерального закона.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 296026-5 "О внесении изменения в статью 81 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.