Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
от 7 февраля 2012 г.
на проект федерального закона N 638260-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел в пределах своих полномочий указанный проект федерального закона, по которому является соисполнителем.
Законопроект предусматривает установление административной ответственности за нарушение требований и правил деятельности в Антарктике путем дополнения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новой статьей 8.43. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, предлагается отнести к подведомственности органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (статья 23.28).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных в Антарктике, предлагается осуществлять по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (предлагаемая часть 6 статьи 29.5 КоАП РФ). Исчисление срока давности привлечения к административной ответственности за указанные административные правонарушения предлагается осуществлять с момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, однако по содержанию его отдельных норм имеются замечания и предложения.
Так, в соответствии со статьей 1.8 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Статья 13 Протокола об охране окружающей среды к Договору об Антарктике возлагает на стороны Договора обязанность принимать соответствующие меры, включая принятие законов и правил, административные акты и принудительные меры, необходимые для обеспечения соблюдения Протокола. По мнению Комитета, данное положение Протокола является достаточным международно-правовым основанием для привлечения лиц, совершивших в зоне действия договора об Антарктике административные правонарушения, предусмотренные предлагаемой частью 3 статьи 8.43 КоАП РФ, к административной ответственности в соответствии с Кодексом.
В то же время, Договором регулируются не только отношения, связанные с защитой природы Антарктики, но и целый ряд других отношений, связанных с осуществлением гражданами и организациями деятельности в Антарктике. В этой связи Комитет полагает необходимым дополнить статью 1.8 КоАП РФ нормой, уточняющей действие Кодекса в пространстве в отношении лиц, совершивших административные правонарушения в Антарктике.
Нуждаются в дополнительном обсуждении также предлагаемые размеры административных штрафов.
По мнению Комитета, выполнение ряда обязанностей, вытекающих из Протокола об охране природы Антарктики, включая, в частности, предусмотренную статьей 2 Приложения III к Протоколу обязанность по удалению отходов путем вывоза из района действия Договора об Антарктике, могут потребовать значительных организационных усилий и затрат. При этом вследствие невыполнения данной обязанности природе Антарктики может быть причинен значительный вред. В этой связи представляется уместным обсудить возможность усиления ответственности за невыполнение указанной обязанности.
Целесообразно также рассмотреть вопрос о возможности наделения правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных предлагаемой статьей 8.43, начальников экспедиций, начальников российской антарктических станций и сезонных полевых баз.
В то же время, высказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству 7 февраля 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.