Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 53207-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочия субъектов Российской Федерации по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (назначен соисполнителем решением Совета Государственной Думы от 14 мая 2012 года, протокол N 25) рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 53207-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочия субъектов Российской Федерации по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить подпункт 64 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) словами", в том числе проведения правовой экспертизы на соответствие муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации". Тем самым автором законодательной инициативы предлагается закрепить соответствующее полномочие за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время подпунктом 64 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Данная норма корреспондируется с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Так, согласно части 1 статьи 43.1 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
По мнению Комитета, указанные выше нормы Федеральных законов N 184-ФЗ и N 131-ФЗ не препятствует проведению правовой экспертизы на соответствие муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, Конституция Российской Федерации прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (часть 2 статьи 132 и часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации). Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не должны нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд.
Комитет полагает, что указанное полномочие высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации предусматривает юридическую оценку муниципальных правовых актов.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов, в том числе органами местного самоуправления, а также за соответствие законам издаваемых ими правовых актов осуществляет прокуратура Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемое законопроектом наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации государственным полномочием по проведению правовой экспертизы муниципальных правовых актов, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, представляется избыточным.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока не считает возможным поддержать принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона N 53207-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочия субъектов Российской Федерации по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.