Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 53207-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочия субъектов Российской Федерации по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 мая 2012 года (протокол N 25, пункт 55) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 53207-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочия субъектов Российской Федерации по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области.
Законопроектом предлагается внести изменение в подпункт 64 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), дополнив его новым положением, согласно которому действующее полномочие органов государственной власти субъекта Российской Федерации по организации и ведению регистра муниципальных правовых актов будет осуществляться с проведением правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на уточнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) порядок ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, вопрос проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органами государственной власти субъекта Российской Федерации при организации и ведении ими регистра муниципальных нормативных правовых актов может быть урегулирован в соответствующем законе субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что возможность проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации в настоящее время в целом предусмотрена федеральным законодательством.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Кроме того, согласно подпункту "е" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также вправе обратиться в суд.
Тем самым полагаем, что указанные полномочия прокуратуры Российской Федерации и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматривают юридическую оценку (правовую экспертизу) муниципальных нормативных правовых актов.
Следует также отметить, что издание муниципальных правовых актов в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ является полномочием органов местного самоуправления. При этом необходимо учесть, что в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Кроме того, частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплена правовая норма, в соответствии с которой муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. И неисполнение указанной нормы влечет за собой ответственность органов местного самоуправления, установленную законодательством Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что законопроект предполагает расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, тем самым устанавливаются новые расходные обязательства.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. В рассматриваемом законопроекте указанные требования законодательства не учтены.
Таким образом, закрепление в федеральном законодательстве за органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по проведению правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов на предмет их соответствия актам более высокой юридической силы представляется излишним.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает принятие проекта федерального закона N 53207-6 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочия субъектов Российской Федерации по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов), внесенный Законодательным Собранием Вологодской области. Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.