Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 584155-5 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" - внесен Законодательным собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 584155-5 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным собранием Ленинградской области (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект "направлен на отмену обязательной государственной экспертизы в отношении объектов капитального строительства сельскохозяйственного назначения площадью до пяти тысяч квадратных метров для осуществления производственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса", к которым относятся коровники, телятники, свинарники, птичники, ангары для хранения сельскохозяйственной техники и машин, хранилища для хранения овощей и картофеля.
Принятие законопроекта, по мнению авторов, позволит существенно увеличить средства предприятий агропромышленного комплекса, направляемые на развитие и модернизацию своих хозяйств, что положительным образом скажется на повышении технологического уровня производства, качестве выпускаемой продукции, ее себестоимости, а также на социальной обеспеченности занятого сельского населения.
С учетом положений пункта 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации законопроектом фактически предлагается повысить ограничительный порог общей площади объектов капитального строительства, проектная документация которых не подлежит экспертизе, с 1500 квадратных метров до 5000 квадратных метров - для объектов капитального строительства сельскохозяйственного назначения, при этом авторами не представлено обоснование необходимости и целесообразности повышения указанного порога, пояснительная записка не содержит оценки риска нанесения вреда окружающей среде в случае принятия законопроекта.
Также авторами не учитывается тот факт, что с 1 апреля 2012 года у застройщика (технического заказчика) имеется альтернатива государственной экспертизе - возможность проведения негосударственной экспертизы проектной документации, стоимость которой определяется соответствующим договором.
Кроме того, следует учесть, что пунктом 7.1.11 раздела VII Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее - СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03) к объектам и производствам агропромышленного комплекса и малого предпринимательства с санитарно-защитной зоной 1000 метров (КЛАСС I) отнесены свиноводческие комплексы, птицефабрики с содержанием более 400 тыс. кур-несушек и более 3 млн. бройлеров в год, комплексы крупного рогатого скота, открытые хранилища навоза и помета. Для свиноферм от 4 до 12 тысяч голов, ферм крупного рогатого скота от 1200 до 2000 коров и до 6000 ското-мест для молодняка, звероводческих ферм (норки, лисы и др.) установлена санитарно-защитная зона 500 метров, для гаражей и парков по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники установлена санитарно-защитная зона 300 метров, для тепличных и парниковых хозяйств, цехов по приготовлению кормов установлена санитарно-защитная зона 100 метров, для хозяйств с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов, хранилищ фруктов, овощей, картофеля, зерна и материальных складов установлена санитарно-защитная зона 50 метров.
Следовательно, практически все перечисленные в законопроекте объекты капитального строительства сельскохозяйственного назначения требуют установления соответствующих санитарно-защитных зон, и, следовательно, указанные в законопроекте "объекты капитального строительства сельскохозяйственного назначения_ для которых не требуется установление санитарно-защитных зон" фактически не существуют (за исключением хозяйств с содержанием животных до 50 голов).
Комитет также отмечает, что действующее законодательство прямо не связывает выдачу разрешения на строительство с обязанностью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы на предмет необходимости установления санитарно-защитной зоны.
Часть 3 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой предоставление земельных участков для строительства допускалось лишь при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, признана утратившей силу Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании".
Таким образом, недостатком законопроекта, по мнению Комитета, также является отсутствие в законопроекте механизма определения необходимости или отсутствия необходимости установления санитарно-защитных зон для объектов капитального строительства сельскохозяйственного назначения, что приведет к правовой неопределенности, неоднозначному толкованию и применению норм закона на практике.
Следует также отметить, что в предыдущем заключении Комитет рекомендовал субъекту законодательной инициативы доработать законопроект путем устранения положений, допускающих неоднозначные толкования.
В новой редакции законопроекта предложенный перечень объектов сельскохозяйственного назначения не является закрытым, содержит в своей конструкции словосочетание "в том числе" и, следовательно, допускает возможность расширительного толкования указанного перечня.
Кроме того, используемые в законопроекте понятия "комплексы по разведению сельскохозяйственных животных", "тепличные и парниковые хозяйства" необходимо привести в соответствие с нормами Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", в которых содержатся такие понятия как "животноводческие комплексы", "животноводческие фермы", "зверосовхозы", "тепличные комбинаты". Также в законопроекте используются такие понятия, не раскрытые в законодательстве Российской Федерации, как "развитие объектов сельскохозяйственного назначения", "гаражи и парки по ремонту и технологическому обслуживанию, хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники". Указанные противоречия могут привести к правовой неопределенности дополняемой нормы и ее неоднозначному толкованию.
Учитывая вышеизложенное, Комитет не поддерживает проект федерального закона N 584155-5 "О внесении изменения в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.