Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 5557-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Ю.А. Напсо, Я.Е. Ниловым, М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации повторно рассмотрен проект федерального закона.
Как это отмечалось ранее, значительное количество положений законопроекта выходит за рамки предмета его правового регулирования, в частности, пункты 1, 3, 5, 6 статьи 1 законопроекта, пункт 5 статьи 46.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции законопроекта.
Требования, устанавливаемые пунктом 2 статьи 1 законопроекта, являются предметом регулирования Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Кодекса, в связи с чем не требуют дополнительного закрепления в Кодексе.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Воздушный кодекс Российской Федерации статьей 51.1 "Осуществление государственного контроля при развитии и реконструкции аэродромов и аэропортов".
При этом неясно, какие именно федеральные органы исполнительной власти будут осуществлять вышеуказанный контроль, поскольку в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона упоминается федеральный орган исполнительной власти по государственному контролю при развитии и реконструкции аэропортов.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в Кодексе закреплены нормы, регулирующие правоотношения в части государственного надзора в области гражданской авиации (статья 28).
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить Кодекс статьей, устанавливающей технические требования, предъявляемые к аэродромам и аэропортам.
Предложенное наименование новой статьи Кодекса не соотносится с ее содержанием, так как по своему существу предлагаемая статья устанавливает технические требования не к аэродромам и аэропортам, а к объектам в районе аэродромов и на резервируемых территориях аэродромов.
При этом из содержания предлагаемой статьи неясно о каких объектах идет речь.
Пунктом 5 статьи 1 законопроекта срок амортизации и эксплуатации воздушных судов необоснованно ограничен тридцатью годами без учета отечественного и зарубежного опыта эксплуатации авиационной техники.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы законопроекта, в законопроекте выявлены коррупциогенные факторы.
Так, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается ограничить ночные полеты в определенных направлениях. При этом в представленных материалах отсутствует обоснование указанного ограничения.
Кроме того, в пунктах 2 и 3, в подпункте 2 пункта 4 новой статьи 46.1 и в пункте 3 статьи 1 законопроекта используются термины "резервируемые территории аэродрома" и "осевая линия взлетно-посадочной полосы аэродрома" без соответствующего пояснения их существа.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 51.1 Кодекса в редакции законопроекта уполномоченные федеральные органы исполнительной власти должны знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения авиационными предприятиями требований при развитии и реконструкции аэродромов и аэропортов.
Вместе с тем законопроект не содержит перечень соответствующих документов, а также порядок отнесения тех или иных документов к "необходимым".
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его принятие может повлечь дополнительные расходы федерального бюджета, а также собственников аэродромов и аэропортов на реализацию новых статей 46.1, 51.1 и статьи 47 в новой редакции, согласно которым устанавливаются технические требования, предъявляемые к аэродромам и аэропортам, а также порядок осуществления государственного контроля при развитии и реконструкции аэродромов и аэропортов. При этом дополнительные расходы ориентировочно могут составить 1-5 млрд. рублей на каждый аэропорт и аэродром, а общая величина расходов на указанные цели в течение 10 лет может составить 2-3 трлн. рублей.
Вместе с тем, в представленных материалах отсутствует информация об источниках финансирования предлагаемых решений, а также не представлены экономические расчеты и обоснования указанных расходов.
В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" бюджетные ассигнования на указанные цели не предусмотрены.
При этом согласно статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае принятия закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе, в случае необходимости, порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
С учетом изложенного, Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Сурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.