Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 141318-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан в целях дальнейшего совершенствования законодательства по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - дети-сироты).
Законопроект в развитие положений Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вносит изменения в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на формирование единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и повышения государственных гарантий защиты их жилищных прав. Это позволит исключить многочисленные случаи обращения детей-сирот в суд за защитой своих прав.
Законопроектом предлагается уточнить, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не являющимися нанимателями (членами семьи нанимателя) или собственниками жилых помещений, расположенных на территории Российской Федерации. В настоящее время детям-сиротам из других стран СНГ, имеющим по месту жительства какое-либо жилое помещение на праве найма или собственности, устроенным под опеку или попечительство родственников - граждан Российской Федерации, проживающим в России, и получившим российское гражданство по упрощенной процедуре, отказывают в предоставлении жилых помещений в Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, что ставит их в неравные условия в сфере реализации жилищных прав с детьми-сиротами, родившимися и выявленными в Российской Федерации.
Законопроектом уточняется, что благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, предоставляются также детям-сиротам, которые являются нанимателями (членами семьи нанимателя) жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, в случае, если они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанное положение соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О по жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ жилые помещения детям-сиротам предоставляется вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (например, в обзоре законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2008 года, утвержденном постановлениями Президиума ВС РФ от 4 марта и 25 марта 2009 года), внеочередное обеспечение жилым помещением означает незамедлительность его предоставления.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ устанавливается, что с 1 января 2013 года жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору найма специализированного жилого помещения будут предоставляться по достижении ими возраста 18 лет или на основании их заявления в более поздний период (по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях).
Вместе с тем срок в течение которого такие жилые помещения детям-сиротам должны быть предоставлены Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ не установлен. Это может привести к массовому нарушению прав детей-сирот. Законопроектом предлагается установить, что жилые помещения детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет или по их заявлению в более поздний период (при наступлении указанных в законе обстоятельств), предоставляются в течение трех месяцев.
Аналогичным образом вопрос о сроках предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, регулируется в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и жилых помещений специализированного жилищного фонда для участковых уполномоченных полиции - в ст. 9 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целях единого порядка учета детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующих региональных списков детей-сирот законопроектом устанавливается, что заявление о включении в такой список подается законными представителями детей-сирот в месячный срок со дня достижения детьми возраста 14 лет или дня возникновения оснований предоставления указанным лицам жилых помещений, предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ. Одновременно на органы опеки и попечительства возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении этих детей в список. А в случае неподачи законными представителями детей-сирот соответствующего заявления, орган опеки и попечительства обязан самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законопроектом вводится дополнительное обстоятельство невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях - в случае проживания в жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот. Введение указанной нормы вызвано тем, что распространена практика, когда детей-сирот по окончании пребывания в организации для детей-сирот или на семейных формах воспитания вселяют в жилые помещения, где проживают их бывшие усыновители, в отношении которых усыновление отменено, новые супруги родителей, лишенных родительских прав, и иные посторонние лица, не являющиеся членами семьи детей-сирот в соответствии с нормами семейного и жилищного законодательства, что создает невозможность реального пользования детьми-сиротами жилыми помещениями, где они ранее проживали.
В силу затруднительности правоприменения из основания невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, связанного с проживанием в этом жилом помещении родителей, лишенных родительских прав, предлагается исключить условие о наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ. Принудительный обмен возможен только в отношении жилых помещений занимаемых гражданами по договору социального найма. При предъявлении иска о принудительном обмене жилья истцу (законному представителю ребенка-сироты, органу опеки и попечительства) необходимо указать варианты жилых помещений для обмена, предоставленных по договорам социального найма другим нанимателям. При этом должны учитываться заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении. Ограниченность фонда социального жилья и отсутствие банка данных о таком жилье у законных представителей ребенка-сироты означает фактическую невозможность представления истцами вариантов обмена жилого помещения. Кроме того, дети, родители которых лишены в отношении них родительских прав, не остаются проживать с такими родителями в одном жилом помещении. А в силу ч. 3 ст. 72 ЖК РФ иск о принудительном обмене может быть предъявлен только проживающим в жилом помещении нанимателем или членом его семьи.
В законопроекте уточняются основания продления с детьми-сиротами договора найма специализированного жилого фонда на новый пятилетний срок, что позволит максимально учесть все возможные ситуации и усилить правовую защиту детей-сирот по окончании первого пятилетнего срока найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство предусматривает предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях (пункт 5 статьи 57, статья 58 ЖК РФ). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ каких-либо запретов или ограничений в этой части по предоставлению жилых помещений детям-сиротам не предусматривает. В целях сохранения указанной гарантии, предлагается установить, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам с учетом несовершеннолетних членов их семьи. Кроме того, о необходимости учитывать состав семьи детей-сирот при предоставлении им льготного жилья указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 11.05.2011 г. по делу N43-Г11-9.
По аналогии с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, законопроектом предлагается установить, что оплата жилых помещений, предоставленных детям-сиротам по договору найма специализированного жилого фонда, и коммунальных услуг производится по тарифам, установленным для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по месту расположения жилого помещения.
Кроме того, дети-сироты, занимающие жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения и признанные в установленном порядке малоимущими, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Данное положение поставит детей-сирот, пользующихся жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого фонда в равные условия с гражданами, занимающими жилые помещения по договору социального найма.
Законопроект возлагает обязанность на уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае невозможности незамедлительно предоставить детям-сиротам жилое помещение из специализированного жилищного фонда обеспечивать их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные указанным федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Ежегодно из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются субсидии. Порядок их предоставления и распределения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1203.
Реализация Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ обеспечена необходимыми финансовыми ассигнованиями.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.