Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 143349-6 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года.
Законопроектом устанавливается, что в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2012 году - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 законопроекта, к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.
Статьей 2 законопроекта предусматривается указанную льготу распространить с 2013 года на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2013 году составит 76,1 млрд. рублей, в 2014 году - 82,7 млрд. рублей, в 2015 году - 89,5 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
В 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов при сохранении таких же, как и в 2012 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (включая недоимки) составит в 2013 году - 81,8 млрд. рублей, в 2014 году - 89,8 млрд. рублей, в 2015 году - 99,5 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 2013 году в 1,055 раза, в 2014 году в 1,05 раза и в 2015 году в 1,05 раза.
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов включены в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2013 - 2015 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 - 2015 годы
|
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
|
|
|
|
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
тыс. рублей |
7 338 219,6 |
7 339 100,3 |
7 678 131,6 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
2 636,2 |
2 774,9 |
2 923,2 |
Международное сотрудничество |
тыс. рублей |
2 636,2 |
2 774,9 |
2 923,2 |
Взносы в международные организации |
тыс. рублей |
2 636,2 |
2 774,9 |
2 923,2 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
тыс. рублей |
7 097 023,4 |
7 119 988,0 |
7 448 054,2 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
7 097 023,4 |
7 119 988,0 |
7 448 054,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
Расходы на выплату персоналу в целях обеспечения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
тыс. рублей |
4 486 610,0 |
4 898 690,0 |
5 143 624,6 |
Закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий |
тыс. рублей |
1 263 437,5 |
806 973,2 |
819 388,5 |
Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного имущества |
тыс. рублей |
1 251 337,6 |
1 313 904,6 |
1 379 599,8 |
Иные бюджетные ассигнования (судебные расходы) |
тыс. рублей |
85 464,0 |
89 737,2 |
94 224,1 |
Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов по международному сотрудничеству |
тыс. рублей |
10 174,3 |
10 683,0 |
11 217,2 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
тыс. рублей |
238 560,0 |
216 337,4 |
227 154,2 |
Строительство объектов общегражданского назначения |
тыс. рублей |
238 560,0 |
216 337,4 |
227 154,2 |
Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры |
тыс. рублей |
238 560,0 |
216 337,4 |
227 154,2 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
тыс. рублей |
53 520,8 |
59 915,6 |
66 539,2 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
тыс. рублей |
53 520,8 |
59 915,6 |
66 539,2 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
тыс. рублей |
53 520,8 |
59 915,6 |
66 539,2 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
тыс. рублей |
68 658 327,9 |
75 252 165,0 |
81 737 911,6 |
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
68 096 137,3 |
74 624 024,2 |
81 075 049,3 |
Социальная помощь |
тыс. рублей |
68 096 137,3 |
74 624 024,2 |
81 075 049,3 |
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
тыс. рублей |
68 096 137,3 |
74 624 024,2 |
81 075 049,3 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
3 342 433,0 |
3 773 594,0 |
4 192 457,0 |
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году (на уровне среднего значения за 2009 - 2011 годы) |
тыс. дней |
4 300,0 |
4 300,0 |
4 300,0 |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году: средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в предыдущем году х коэффициент роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года |
рублей |
777,31 |
877,58 |
974,99 |
где: |
|
|
|
|
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, ожидаемый в 2012 году, равен 686,67 руб. |
|
|
|
|
коэффициент роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года |
|
1,132 |
1,129 |
1,111 |
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году: |
тыс. рублей |
3 342 433,0 |
3 773 594,0 |
4 192 457,0 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году х общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году |
|
|
|
|
Единовременные страховые выплаты |
тыс. рублей |
797 677,9 |
837 561,9 |
879 440,6 |
Средний размер единовременной страховой выплаты в году: сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году х 0,5, где: |
рублей |
38 349,9 |
40 267,4 |
42 280,8 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году: сумма, из которой исчислялся размер единовременной страховой выплаты в предыдущем году х индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году |
рублей |
76 699,8 |
80 534,8 |
84 561,5 |
при этом: |
|
|
|
|
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в 2012 году равна 72 701,2 рублей (в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов") |
|
|
|
|
индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2015 года |
|
1,055 |
1,050 |
1,050 |
0,5 - коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к сумме, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты (на уровне ожидаемого значения за 2012 год) |
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году: на уровне среднего количества единовременных страховых выплат за 2009 - 2011 годы и ожидаемого количества за 2012 год |
выплат |
20 800 |
20 800 |
20 800 |
Расходы на единовременные страховые выплаты в году: средний размер единовременной страховой выплаты в году х число единовременных страховых выплат в году |
тыс. рублей |
797 677,9 |
837 561,9 |
879 440,6 |
Ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
48 568 200,0 |
52 832 400,0 |
57 471 000,0 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году: средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем году х коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году х коэффициент превышения, где: |
рублей |
8 094,7 |
8 805,4 |
9 578,5 |
средний размер ежемесячной страховой выплаты в 2012 году - 7 406,1 руб. |
|
|
|
|
коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году (равен индексу потребительских цен в году) |
|
1,055 |
1,050 |
1,050 |
коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации размера ежемесячной страховой выплаты в 2013 - 2015 гг. (среднее значение по данным Фонда за 2009 - 2011 годы) |
|
1,036 |
1,036 |
1,036 |
Число ежемесячных страховых выплат в году: число ежемесячных страховых выплат прогнозируется в 2013 - 2015 годах на уровне среднего значения за 2009 - 2011 годы |
тыс. выплат |
6 000,0 |
6 000,0 |
6 000,0 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
14 992 899,4 |
16 751 108,6 |
18 065 348,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
7 514 005,8 |
8 089 706,1 |
8 484 191,4 |
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
7 478 893,6 |
8 661 402,5 |
9 581 156,8 |
Доставка и пересылка страховых выплат |
тыс. рублей |
394 927,0 |
429 359,7 |
466 803,5 |
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году х средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году, где: |
тыс. рублей |
394 927,0 |
429 359,7 |
466 803,5 |
средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году (исходя из отчетных данных Фонда за 2009 - 2011 годы) |
% |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
11 950,0 |
12 550,0 |
13 200,0 |
Прикладные научные исследования и разработки |
тыс. рублей |
11 950,0 |
12 550,0 |
13 200,0 |
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам |
тыс. рублей |
11 950,0 |
12 550,0 |
13 200,0 |
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
550 240,6 |
615 590,8 |
649 662,3 |
Реализация государственных функций в области социальной политики |
тыс. рублей |
550 240,6 |
615 590,8 |
649 662,3 |
Мероприятия в области социальной политики |
тыс. рублей |
550 240,6 |
615 590,8 |
649 662,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
изготовление бланочной продукции, включая изготовление листков нетрудоспособности |
тыс. рублей |
17 514,1 |
18 377,8 |
19 296,7 |
информационно-разъяснительная деятельность |
тыс. рублей |
41 650,0 |
43 732,5 |
45 919,1 |
прочие текущие расходы |
тыс. рублей |
491 076,5 |
553 480,5 |
584 446,5 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
тыс. рублей |
76 050 068,3 |
82 651 180,9 |
89 482 582,4 |
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года |
тыс. рублей |
4 990 785,7 |
5 423 983,7 |
5 872 294,5 |
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года предусматривается в объеме 75 процентов всех видов расходов на январь последующего года: (месячная сумма всех расходов в году х индекс потребительских цен в последующем году по отношению к текущему году х 75%) |
тыс. рублей |
4 990 785,7 |
5 423 983,7 |
5 872 294,5 |
II. Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2013 - 2015 г.г.
С целью стабилизации страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов размер среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа (далее - средний тариф страховых взносов) в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска устанавливается 0,51% .
|
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|
|
|
|
|
Средний тариф страховых взносов в 2013 - 2015 гг.: |
% |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России на 2013 - 2015 гг. |
тыс. руб. |
16 482 000 000,0 |
18 295 000 000,0 |
20 269 000 000,0 |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,97 |
0,96 |
0,96 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году х средний тариф страховых взносов в году х коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
тыс. руб. |
81 536 454,0 |
89 572 320,0 |
99 237 024,0 |
Сумма пеней и штрафов (0,3% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне среднего значения за ряд лет) |
тыс. руб. |
244 600,0 |
268 700,0 |
297 700,0 |
Всего сумма страховых взносов (включая пени и штрафы) |
тыс.руб. |
81 781 054,0 |
89 841 020,0 |
99 534 724,0 |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.