Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 470631-4 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 470631-4 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает следующее.
Указанный проект федерального закона внесен И.Н. Харченко и А.В. Чуевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и содержит предложения по изменению положений пункта 12 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) в редакции указанного Федерального закона на период внесения законодательной инициативы.
Законопроектом предусматривается, что в случае смерти застрахованного лица средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, будут выплачиваться лицам, указанным в заявлении умершего застрахованного лица, или при отсутствии такого заявления правопреемникам в установленном законом порядке. Следовательно, выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам будет производиться вне зависимости от факта назначения указанному застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости.
Вместе с тем, в настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" в состав пенсионных накоплений включаются как обязательные страховые взносы на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, так и дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений и доход от их инвестирования. Также в составе средств пенсионных накоплений учитываются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии и доход от их инвестирования.
Таким образом, формирование средств пенсионных накоплений осуществляется как за счет отчислений, носящих императивный характер, так и за счет добровольно направляемых застрахованным лицом на эти цели средств. Учитывая различные источники и механизм формирования частей средств пенсионных накоплений, в законодательстве определен, соответственно, и различный правовой режим наследования этих средств.
Кроме того, в зависимости от момента возникновения права наследования средств пенсионных накоплений возможны два варианта его реализации: до назначения умершему застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии по старости или иной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, либо после начала выплат.
В первом случае, в соответствии с пунктом 12 статьи 9 Федерального закона N 173-ФЗ, если смерть застрахованного лица наступила до назначения накопительной части трудовой пенсии по старости (или перерасчета указанной части), средства пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала и дохода от их инвестирования) выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица.
Во втором случае средства пенсионных накоплений, образованные за счет обязательных страховых взносов, не наследуются. Такое условие согласуется с основными страховыми принципами обеспечения реализации пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которым при назначении трудовой пенсии по старости размер ее накопительной части определяется путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, а трудовая пенсия по старости (включая ее накопительную часть) назначается бессрочно, следовательно, ее выплата продолжится даже если фактический период выплаты превысит ожидаемый. Таким образом, в накопительном компоненте пенсионной системы также действует страховой механизм, обеспечивающий солидарное перераспределение средств пенсионных накоплений между застрахованными лицами полностью или частично реализовавшими свои пенсионные права.
Вопрос о наследовании средств пенсионных накоплений, образованных за счет дополнительных, добровольно внесенных застрахованными лицами средств, урегулирован Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", в соответствии с положениями которого с 1 июля 2012 года по заявлению застрахованного лица за счет указанных средств может назначаться срочная пенсионная выплата на срок не менее 10 лет (120 месяцев). Учитывая срочный характер указанной выплаты, право наследования остатка невыплаченных средств пенсионных накоплений застрахованного лица, которому была назначена срочная пенсионная выплата, установлено в безусловном порядке.
Таким образом, вопрос реализации права граждан в части наследования пенсионных накоплений в настоящее время в достаточной мере урегулирован действующим пенсионным законодательством и не требует дополнительного изменения.
Также следует отметить, что реализация предложенных законопроектом положений может нарушить устойчивость финансовой системы обязательного пенсионного страхования, так как в нем не определено, за счет каких средств будет обеспечиваться сохранение гарантий бессрочного осуществления выплат накопительной части трудовой пенсии по старости после полного исчерпания средств, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.
В заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что проектируемые нормы в настоящее время урегулированы частями 6, 7, 8 статьи 5 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
На проект федерального закона поступило 74 отзыва законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поддержали законопроект 23 законодательных и 15 исполнительных органа, высказались против законопроекта 3 законодательных и 24 исполнительных органа, 2 законодательных и 7 исполнительных органов замечаний и предложений не имеют.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.