Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 5 июля 2012 г. N 3.6/12-18
"О заключении Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей по проекту федерального закона N 85076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
(о введении государственной социальной помощи на основе социального контракта) - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 85076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (о введении государственной социальной помощи на основе социального контракта), внесенный Правительством Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на основе социального контракта - соглашения между гражданином и органом социальной защиты населения по месту его жительства или пребывания, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Программа социальной адаптации разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с гражданином и представляет собой комплекс мероприятий, включающий виды, объем и порядок реализации отдельных мер, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Указанной программой предусматривается выполнение получателями государственной социальной помощи мероприятий, направленных на поиск работы, профессиональную подготовку (переподготовку), занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведение личного подсобного хозяйства и др. Продолжительность контракта - от 3 месяцев до 1 года.
Адресная социальная помощь на основе социального контракта не влечет прекращения или отказа в назначении иных видов государственной социальной помощи (денежные выплаты, натуральная помощь).
Полномочия по установлению размера, условий, порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи на основе социального контракта, а также формы социального контракта возлагаются на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование указанного полномочия является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию законопроекта, т.к. целью внедрения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта является повышение качества жизни указанной группы населения путем более полной реализации трудового потенциала и активизации адаптивных возможностей семьи. Получателям помощи, выполняющим условия контракта, предоставляется возможность выйти на более высокий уровень своих доходов, повышается их социальная ответственность, ослабевает иждивенческий мотив в поведении.
Потенциальными получателями государственной социальной помощи, том числе на основе социального контракта, являются семьи, имеющие детей.
По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 2010 году семьи с детьми в возрасте до 16 лет составляли 57,5% от общей численности домохозяйств с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума. При этом располагаемые ресурсы наименее обеспеченных многодетных семей составили 26,4% от уровня располагаемых ресурсов в целом по домохозяйствам.
Опыт проведения пилотных проектов по использованию социального контракта в ряде 17 регионах страны свидетельствует о востребованности такого вида государственной социальной помощи малоимущими семьями с детьми.
К примеру, в Республике Саха (Якутия) 77,8% участников эксперимента составили малоимущие многодетные семьи (14 из 18 семей). Из 15 малоимущих семей, заключивших социальный контракт в 2011 году в Свердловской области 10 - многодетные. В Тюменской области приоритет при оказании государственной социальной помощи на основе социального контракта также отдан малоимущим семьям с детьми, 30% из которых составили многодетные семьи.
В Томской области среднедушевой доход граждан, получивших материальную поддержку на условиях социального контракта, увеличился на 20%.
Таким образом, оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта позволит малоимущим семьям, в том числе, семьям с детьми, преодолеть трудную жизненную ситуацию, связанную с малообеспеченностью, позволит повысить уровень и качество жизни таких семей.
Учитывая вышеизложенное Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 85076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (о введении государственной социальной помощи на основе социального контракта), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.