Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 85076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
(внесен Правительством РФ)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 85076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и отмечает следующее.
Федеральный закон N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" был принят в 1999 году. Согласно указанному Закону, основной целью оказания государственной социальной помощи является осуществление адресной помощи гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Основной формой помощи, как правило, являются адресные выплаты в виде пособий и доплат. Такие меры актуальны и в настоящее время в связи с тем, что в обществе ещё значительная доля граждан, которые имеют доходы ниже величины прожиточного минимума. Однако наряду с ними, необходимы меры, стимулирующие граждан к активному их участию в решении своих проблем.
В рассматриваемом законопроекте дополнительно предлагается ввести качественно новый вид государственной социальной помощи - на основе социального контракта. Социальный контракт представляет собой соглашение между гражданином и органом социальной защиты населения по месту его жительства или пребывания, предусматривающее выполнение обеими сторонами программы социальной адаптации. Указанная программа разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с гражданином и содержит комплекс мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Данная программа может предусматривать поиск работы, профессиональное обучение, развитие личного подсобного хозяйства, осуществление индивидуальной трудовой деятельности по производству товаров и услуг. Предполагается, что государственная социальная помощь на основе социального контракта назначается на период от 3 месяцев до 1 года исходя из содержания программы социальной адаптации. Также законопроектом предусматривается, что этот период может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Новая технология оказания государственной социальной помощи направлена на преодоление социальной пассивности малоимущих граждан, так как она дает им возможность с помощью "стартового капитала" или профессионального потенциала самостоятельно изменить свое материальное положение.
Комитет отмечает, что введение нового вида оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта не влечет прекращения или отмены уже имеющихся видов государственной социальной помощи.
В законопроекте устанавливается, что размер, условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основе социального контракта определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации в 17 субъектах Российской Федерации в 2010-2011 годах проводился эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта. Комитетом были рассмотрены результаты эксперимента, которые свидетельствуют о достижении ряда позитивных эффектов - это повышение эффективности оказания социальной помощи, обеспечение дифференцированного подхода при оказании государственной социальной помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и хотят улучшить свое материальное положение. Кроме того, в ряде случаев среднедушевой доход получателей помощи по окончании социального контракта возрастает в 1,5-2,0 раза.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, как соисполнитель по данному законопроекту, поддерживает его концепцию и рекомендует к принятию в первом чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике так же поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы высказало замечание о необходимости определения понятия "трудная жизненная ситуация", применяемого в данном проекте федерального закона.
На законопроект поступили отзывы из 34 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 29 - поддерживают, 5 - замечаний не имеют. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 54 отзыва: 47 - поддерживают, 7 - замечаний не имеют.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов принял решение рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 85076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.