Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 96537-6 "О государственной поддержке производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 96537-6 "О государственной поддержке производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 года N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки", Минэкономразвития России было поручено совместно с Минпромэнерго России и Минфином России разработать и утвердить до 15 апреля 2005 года порядок, определяющий понятие "промышленная сборка", и условия применения указанного понятия при ввозе автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов.
Во исполнение данного поручения приказом Минэкономразвития России, Минпромэнерго России и Минфина России от 15 апреля 2005 года N 73/81/58н (с изменениями, внесенными приказом от 24 декабря 2010 года N 678/1289/184н) (далее - совместный приказ) указанный порядок утвержден.
В соответствии с совместным приказом, "промышленная сборка" моторных транспортных средств определяется как система серийного производства на базе перечисленных в совместном приказе технологических процессов, позволяющих достигнуть производственной мощности не менее 25 000 штук в год (не менее 300 тысяч единиц в год в редакции приказа от 24 декабря 2010 года N 678/1289/184н) при условии работы в две смены.
Совместным приказом установлен предельный срок действия для всех инвестиционных соглашений в рамках "промышленной сборки" - 31 декабря 2020 года.
В настоящее время юридическими лицами Российской Федерации (автопроизводителями) заключено с Минэкономразвития России 31 инвестиционное соглашение в рамках "промышленной сборки" моторных транспортных средств и 63 соглашения в рамках "промышленной сборки" узлов и агрегатов моторных транспортных средств.
Согласно совместному приказу, указанные инвестиционные соглашения являются основанием для ввоза на территорию Российской Федерации автокомпонентов по преференциальным ставкам ввозной таможенной пошлины (далее - таможенная ставка) для "промышленной сборки" моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов.
Конкретные размеры таможенных ставок в отношении автокомпонентов для "промышленной сборки" моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов установлены Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС). Как правило, в отношении автокомпонентов, используемых для "промышленной сборки", установлена нулевая таможенная ставка (ввоз беспошлинно).
В тоже время, установление различных таможенных ставок на аналогичные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, противоречит статье 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) т.е. правилам Всемирной торговой организации (далее - ВТО).
В соответствии с параграфом 1090 Доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО представитель Российской Федерации подтвердил, что все не соответствующие ВТО меры, включая преференциальные тарифы, применяемые в соответствии с режимом "промышленной сборки", будут отменены к 1 июля 2018 года.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается возмещать затраты, которые возникнут с 1 июля 2018 года у юридических лиц Российской Федерации (автопроизводителей), участвующих в режиме "промышленной сборки" при повышении таможенных ставок в соответствии с правилами ВТО в отношении автокомпонентов, используемых для "промышленной сборки".
Законопроектом предлагается возмещать затраты автопроизводителям в 2018, 2019 и 2020 годах в форме субсидий из федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законопроект сохраняет ранее принятые Российской Федерацией обязательства по созданию льготных условий для "промышленной сборки" на территории Российской Федерации моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов и направлен на защиту интересов инвесторов и в этой связи заслуживает поддержки.
Вместе с тем, в целях уточнения отдельных положений законопроекта Комитет предлагает:
- рассмотреть возможность предоставления субсидий автопроизводителям, участвующим в режиме "промышленной сборки", в случае повышения таможенных ставок в соответствии с правилами ВТО не с 1 июля 2018 года, а с даты вступления в силу рассматриваемого законопроекта в связи с тем, что Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО допускает повышение таможенных ставок в отношении режима "промышленной сборки" ранее 1 июля 2018 года;
- в целях устранения правовой неопределенности в связи с отсутствием в материалах к законопроекту проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих условия, размер, сроки и порядок предоставления субсидий, а также ссылок на сроки их разработки, определить в законопроекте общие правила предоставления субсидий.
Указанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
Комитет Государственной Думы по промышленности поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.