Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 141853-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в части предоставления права пользователям водных биоресурсов производить продукцию на судах рыбопромыслового флота, осуществляющих прибрежное рыболовство.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Развитие прибрежного рыболовства является важной составляющей рыбохозяйственной отрасли и оказывает влияние на социально-значимые отрасли прибрежных регионов. В 2010 году рыбодобывающими организациями Российской Федерации, осуществляющими добычу (вылов) водных биологических ресурсов при осуществлении прибрежного рыболовства, выловлено около 619 тыс. тонн из выделенных для осуществления данного вида рыболовства 905,6 тыс. тонн. В суммарном вылове водных биоресурсов доля прибрежного рыболовства составляет около 15%.
С декабря 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
Данными изменениями прибрежное рыболовство было выделено из промышленного рыболовства. При этом в статью 1 Закона о рыболовстве были введены понятия "прибрежного рыболовства" и "уловы водных биоресурсов", а также добавлена статья 7.1, регламентирующая вопросы производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Отсутствие в законодательстве четких определений понятий "обработка" и "производство продукции" явилось предпосылкой к неоднозначной трактовке самого понятия "прибрежного рыболовства".
Согласно введенным нормам, не предусматривается производство продукции на судах рыбопромыслового флота при осуществлении ими прибрежного рыболовства. При этом доставке на берег подлежат обработанные уловы водных биоресурсов.
На практике это не позволяет в полной мере реализовать комплекс мероприятий по производству продукции из водных биоресурсов, в том числе с использованием судов рыбопромыслового флота и дальнейшей ее доставки в места, определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации.
В настоящее время сложилась ситуация, когда в техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880) (далее - технический регламент) понятия переработка и обработка являются однотипными.
Согласно терминологии технического регламента, регулирующего вопросы производства пищевой продукции, переработкой (обработкой) является тепловая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, сквашивание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия или сочетание этих процессов.
Данное обстоятельство вносит неясность в Закон о рыболовстве и таким образом, исключает возможность производства на судах рыбной продукции при осуществлении прибрежного рыболовства с применением указанных процессов.
В соответствии с Законом о рыболовстве использование уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении прибрежного рыболовства, осуществляется для производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации, является сырьем и поступает на внутренний рынок.
Уловы водных биоресурсов, как продукция отсутствуют в кодах товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и статистической отчетности, а также не прошли государственной регистрации и не внесены в государственный реестр разрешенных для применения на территории Российской Федерации пищевых продуктов.
В целях решения указанных проблем законопроектом вводятся положения предусматривающие возможность в рамках прибрежного рыболовства осуществлять производство на судах рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов, за исключением тепловой обработки (кроме замораживания и охлаждения), копчения, консервирования, посола, сушки, маринования, концентрирования, филетирования, экстракции, экструзии, а также упаковывания такой продукции в потребительскую упаковку и ее маркировки.
Законопроектом вводится ограничение на упаковывание рыбной и иной продукции в потребительскую упаковку и ее маркировку.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на устранение несогласованности норм, содержащихся в Законе о рыболовстве, а также пробелов в правовом регулировании деятельности прибрежного рыболовства, а также не нарушает концептуальные признаки отличия прибрежного рыболовства от промышленного рыболовства.
Развитие прибрежного рыболовства, включая производство продукции из водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота уловов водных биоресурсов и продукции из них поставляемой в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, для дальнейшей реализации на территории Российской Федерации, позволит повысить долю отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем рынке, а также будет способствовать развитию экономики, увеличению поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджеты регионов, что в свою очередь позволит решать первостепенные социальные проблемы, обеспечивать занятость населения.
В Законе о рыболовстве понятие "прибрежное рыболовство" не предусматривает деятельность, связанную с "перегрузом с судна на судно", а только определена возможность осуществления выгрузки, приемки и транспортировки уловов водных биологических ресурсов, что в свою очередь негативно влияет на эффективность ведения прибрежного рыболовства.
В настоящее время Законом о рыболовстве предусмотрена обязательная доставка улов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации (далее - места доставки).
В целях соблюдения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, а также рационального ведения прибрежного рыболовства практически все пользователи водных биоресурсов, осуществляющие прибрежное рыболовство в Дальневосточном, Северном и Западном рыбохозяйственных бассейнах сталкиваются с непреодолимыми трудностями при доставке уловов водных биоресурсов.
Прежде всего, из-за географических особенностей Дальневосточного региона и Мурманской области, где районы промысла удалены от морских портов и иных мест выгрузки уловов на сотни морских миль, а время их доставки составляет 2-3 суток, что приводит к неэффективному использованию мощностей рыбопромыслового флота, ведущего прибрежное рыболовство и недоосвоению прибрежных квот (от 200 до 400 тыс. тонн водных биоресурсов).
В связи с тяжелыми природно-климатическими условиями отсутствует возможность круглогодичной доставки уловов водных биоресурсов. Порты и рыбные терминалы Чукотки, Магаданской области, Хабаровского края, Камчатского края большую часть года закрыты льдом, что не позволяет в них осуществлять выгрузку уловов. В этой связи, рыбаки вынуждены перегружать уловы на суда рыбопромыслового флота и направлять их для отгрузки в доступные порты (Петропавловск-Камчатский, Корсаков, Холмск, Владивосток).
Удельный вес затрат на топливо, горюче-смазочные материалы и другие ресурсы текущего производственного потребления, используемых судами рыбопромыслового флота при транспортировке уловов из районов промысла на береговые производственные предприятия в себестоимости, добываемых водных биологических ресурсов достигает до 50%, в связи с чем, ведение прибрежного промысла становится экономически нецелесообразным.
Таким образом, учитывая указанные аспекты, высокая себестоимость уловов водных биоресурсов и дальнейшая их переработка на береговых перерабатывающих мощностях приводит к высокой отпускной стоимости продукции потребителю.
Введение указанного дополнительного вида деятельности при осуществлении прибрежного рыболовства сохранит концептуальное регулирование прибрежного рыболовства в Законе о рыболовстве, а именно обязанность пользователей доставлять уловы водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов.
Внесение данных поправок в Закон о рыболовстве необходимы в связи с принятием постановления Правительством Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 162 "Об определении районов исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства" согласно которому районы прибрежного рыболовства расширены до исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации.
Одновременно с этим, Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в статьи 33.1. и 33.4. Закона о рыболовстве уточняющие возникновение права на осуществление промышленного и прибрежного рыболовства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 420-ФЗ следует читать как "28 декабря 2010 г."
На практике это привело к неоднозначному толкованию данных норм Закона о рыболовстве и применения мер административного воздействия контролирующих органов к рыбакам, осуществляющим прибрежное рыболовство в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Российской Федерации в Черное море.
Таким образом, законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 19 и 20 Закона о рыболовстве в части включения в указанные статьи положений части 2.1 статьи 33.1. и части 2.1 статьи 33.4. Закон о рыболовстве.
3. Оценка соответствия проекта федерального закона Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.
Реализация норм, предусмотренных законопроектом, позволит обеспечить выполнение мер, определенных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, в части развития рыбохозяйственного комплекса, в частности, в целях реализации федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2014 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 606 (пункт 45 перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года).
4. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных средств федерального бюджета, а его реализация позволит повысить эффективность государственной политики в сфере прибрежного рыболовства.
Вносимые изменения позволят организациям рыбохозяйственного комплекса, связанным с добычей (выловом) водных биоресурсов в режиме прибрежного рыболовства, а также производящим из таких уловов продукцию, уверенно планировать добычу (вылов) водных биоресурсов и осуществлять её в районах морей Российской Федерации.
Оздоровление экономической ситуации в предприятиях прибрежного комплекса вызовет заинтересованность в модернизации имеющихся и строительстве современных рыбопромысловых судов для прибрежного рыболовства.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не приведет к изменению объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, выделению дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов или к сокращению доходной части соответствующих бюджетов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов.
Принятие и реализация Федерального закона потребует изменения следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 990 "О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления N 990 следует читать как "24 декабря 2008 г."
Исполнитель - Минсельхоз России;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 226 "О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Минсельхоз России;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 г. N 184 "О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Минсельхоз России;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2008 г. N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Минсельхоз России;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 986 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Минсельхоз России;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2011 г. N 63 "Об освобождении от уплаты таможенных сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров, при ввозе на территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Минсельхоз России;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
7. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 8 сентября 2008 г. N 149 "Об утверждении Правил для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Росрыболовство;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
8. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 13 ноября 2008 г. N 319 "Об утверждении Правил для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Росрыболовство;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
9. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 26 ноября 2008 г. N 347 "Об утверждении Правил для Восточно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Росрыболовство;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
10. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 10 декабря 2008 г. N 393 "Об утверждении Правил для Западного рыбохозяйственного бассейна" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Росрыболовство;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
11. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 13 января 2009 г. N 1 "Об утверждении Правил для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Росрыболовство;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
12. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 января 2009 г. N 13 "Об утверждении Правил для Северного рыбохозяйственного бассейна" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Росрыболовство;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
13. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 7 апреля 2009 г. N 283 "Об утверждении Правил для Байкальского рыбохозяйственного бассейна" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Росрыболовство;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
14. Приказ Федерального агентства по рыболовству от 14 сентября 2009 г. N 810 "Об утверждении Инструкции по передаче данных мониторинга рыболовства в Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы федеральным государственным учреждением "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" и его филиалами" (обоснование необходимости подготовки - статьи 1, 2, 3, 4 Федерального закона).
Исполнитель - Росрыболовство;
Срок принятия - III квартал 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.