Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (об упорядочении деятельности по управлению введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и создании правовых оснований внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги застройщику), внесенный депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, В.Е. Булавиновым, Р.Ф. Абубакировым, Б.В. Михалевым, В.Е. Позгалевым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 7 июня 2012 года, протокол N 32) рассмотрен внесенный депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, В.Е. Булавиновым, Р.Ф. Абубакировым, Б.В. Михалевым, В.Е. Позгалевым проект федерального закона N 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации с целью устранения противоречий, возникших в процессе реализации положений Федерального закона от 4 июня 2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию указанного дома. Законопроектом предлагается изменить данные сроки, предусмотрев, что орган местного самоуправления в течение десяти рабочих дней с момента выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию объявляет о проведении открытого конкурса и проводит данный конкурс не позднее сорока дней со дня объявления о проведении конкурса. Таким образом, предлагаемые изменения позволят повысить эффективность процедуры организации и проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, как для организаторов конкурса, так и для претендентов, допущенных конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
Положения законопроекта исключают возложение обязанности заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по итогам конкурса, на застройщика. Данные изменения основаны на прекращении уже выполненных взаимных договорных обязательств по строительству помещения в построенном многоквартирном доме (пункт 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае после выдачи застройщику разрешения на ввод в эксплуатацию помещения многоквартирного дома правовые отношения по управлению таким домом уже регулируются жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. Следовательно, данные лица несут бремя расходов по содержанию, ремонту и коммунальному обслуживанию квартир в многоквартирном доме до момента оформления в установленном порядке права собственности на помещения в таком доме. В этой связи, законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в часть 14 статьи 161 и часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми в случае проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 данного кодекса, договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, победившей в конкурсе, и лицами, указанными в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 162 Жилищного кодекса Российской Федерации положением, согласно которому вышеназванный договор управления многоквартирным домом считается заключенным, если лица, указанные в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обладающие более чем десятью процентами голосов от общего числа голосов таких лиц, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 162 указанного кодекса при заключении договора управления многоквартирным домом собственники помещений в данном доме выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. В этой связи полагаем, что предлагаемое в законопроекте ограничение требует более детального обоснования с целью недопущения нарушения прав лиц, принявших от застройщика (лиц, обеспечивающих строительство многоквартирного дома) после выдачи им разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами), принятый Государственной Думой в первом чтении 25 мая 2012 года и планируемый к принятию во втором чтении в течение весенней сессии. Согласно пункту 2 статьи 1 данного законопроекта допускается заключение договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией (часть 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этой связи, предлагаемые рассматриваемым законопроектом изменения и дополнения требуют согласования с положениями проекта федерального закона N 623780-5 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами).
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.