Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (об упорядочении деятельности по управлению введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и создании правовых оснований внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги застройщику)
внесен депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, В.Е. Булавиновым, Р.Ф. Абубакировым, Б.В. Михалевым, В.Е. Позгалевым
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, П.Р. Качкаевым, А.Г. Сидякиным, В.Е. Булавиновым, Р.Ф. Абубакировым, Б.В. Михалевым, В.Е. Позгалевым, направлен на устранение противоречий норм федерального законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с управлением вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домов.
Законопроектом уточняются вопросы относительно сроков проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, и определяется круг лиц, заключающих договор управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса.
Законопроект также содержит положения, направленные на создание правовых оснований внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги застройщику и управляющей организации.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает возможным отметить следующие его недостатки, нуждающиеся в корректировке:
1. Требуют внутренней согласованности положения законопроекта, связанные с управлением вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом.
По смыслу проектируемой части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом орган местного самоуправления проводит только при условии, если застройщик в течение пяти дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома не заключил соответствующий договор с управляющей организацией.
В то же время из содержания проектируемой части 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что проведение открытого конкурса является обязательным и заключение застройщиком соответствующего договора с управляющей организацией не исключает его проведения.
Следует также отметить, что согласно пояснительной записке авторы ссылаются на недопустимость возложения обязанности заключения договора управления на застройщика при исполненных с его стороны обязательствах и возникновении у лиц, указанных в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанности по внесению платы за содержание и ремонт жилого помещения. Вместе с тем положением о заключении договора управления между застройщиком и управляющей организацией не достигается поставленная цель.
В связи с чем, целесообразно исключить из проектируемой части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации условие, ограничивающее проведение открытого конкурса наличием договора управления между застройщиком и управляющей организацией.
2. В пояснительной записке к законопроекту отсутствует обоснование необходимости дополнения статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации положением о заключении договора управления многоквартирным домом лицами, принявшими от застройщика помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, обладающими более чем десятью процентами голосов от общего числа голосов указанных лиц при том, что данные лица не осуществляют выбор способа управления многоквартирным домом.
Вместе с тем согласно части 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, в качестве стороны по договору управления многоквартирным домом, заключаемому по результатам открытого конкурса, выступает непосредственно собственник помещения в многоквартирном доме.
Также требуют доработки положения в части определения количества лиц, заключающих договор управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации с учетом положений статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. В соответствии с предлагаемой редакцией пункта 3 части 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, указанном в части 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор управления многоквартирным домом заключается на период до принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе одного из способов управления многоквартирным домом.
Вместе с тем данное положение не согласуется с предлагаемой законопроектом редакцией части 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой данный срок ограничивается моментом заключения договора управления между лицами, указанными в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса.
На законопроект поступило 82 отзыва законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти от 58 субъектов Российской Федерации, 64 из которых поддерживают законопроект, 13 - замечаний и предложений к законопроекту не имеет, 2 - не поддерживают законопроект, 3 - поддерживают с замечаниями.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 52050-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.