Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 415961-5 "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о введении прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц), внесенный А.В. Багаряковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 415961-5 "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Настоящий законопроект является альтернативным по отношению к проектам федеральных законов: N 428657-5 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы О.Г. Дмитриевой, В.К. Гартунгом, С.П. Горячевой и др.; N 576534-5 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы О.А. Куликовым, Б.С. Кашиным, а также В.Д. Уласом в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внесение изменений в пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которому вводится прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц взамен существующей плоской шкалы налогообложения в размере 13 процентов.
В частности, устанавливается ставка налога в размере 5 процентов для граждан с доходом менее 60 000 рублей в год, а для граждан с превышающими указанный размер доходами устанавливается прогрессивная шкала ставок налогообложения.
В пояснительной записке отмечается, что "прогрессивный налог является достаточно гибким инструментом политики, поскольку предполагает возможность индексирования пороговых значений доходов для каждой налоговой ступени. В результате введения данного налога также следует ожидать снижения социальной напряженности в стране вследствие сокращения уровня дифференциации доходов среди населения Российской Федерации".
Комитет не поддерживает указанные предложения по следующим основаниям.
В течение девяти лет (с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года) в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом за указанный период шкала налоговых ставок пересматривалась девять раз и в разные годы имела от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов.
Несмотря на многочисленные модификации шкалы налоговых ставок к концу 90-х годов неэффективность действовавшего порядка подоходного налогообложения физических лиц, связанная со стремлением работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также в сложности администрирования налогообложения доходов граждан, работающих по совместительству, в значительной степени обусловила переход к единой налоговой ставке при налогообложении доходов физических лиц. Ее введение с 1 января 2001 года и неизменность в течение последних лет стали одним из признаков упрощения и стабильности налогового законодательства, способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и, соответственно, увеличению налоговой базы, а также существенно упростило налоговое администрирование. При этом как Президентом Российской Федерации, так и представителями Правительства Российской Федерации неоднократно обращалось внимание на необходимость ее сохранения на долгосрочную перспективу.
Следует отметить, что отказ от пропорционального налогообложения в пользу прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц существенно увеличит затраты на его администрирование. Так, в случае введения прогрессивной шкалы количество представляемых налоговых деклараций многократно возрастет, поскольку их должны будут предоставлять граждане, работающие по совместительству.
Кроме того, среди последствий введения прогрессивной шкалы следует отметить снижение общей инвестиционной привлекательности Российской Федерации, ухудшение налоговых условий для формирующегося среднего класса, а также дополнительные стимулы для оттока из страны высококвалифицированных специалистов.
Таким образом, следует констатировать нецелесообразность принятия предлагаемой шкалы налоговых ставок. Вместе с тем Комитет считает обоснованной постановку вопроса о необходимости более справедливого распределения бремени подоходного налогообложения. Однако, по мнению Комитета, данную проблему следует решать не на основе корректировки основополагающих положений проводимой налоговой реформы, а путем совершенствования отдельных положений главы 23 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не учитывается увеличение расходов на налоговое администрирование в связи с введением прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц и увеличение налоговой нагрузки на экономически активное население.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 415961-5 "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.