Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 607075-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части изменения процедуры организации и проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в средние и высшие учебные заведения) (внесен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации М.С. Рохмистровым, С.В. Ивановым, Я.Е. Ниловым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 607075-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации М.С. Рохмистровым, С.В. Ивановым, Я.Е. Ниловым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" и Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", согласно которым должны измениться действующие в настоящее время процедуры организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме Единого государственного экзамена и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В соответствии с действующим законодательством Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Комитет отмечает, что в пояснительной записке авторы законопроекта не ставят под сомнение такие указанные выше характеристики Единого государственного экзамена как объективность оценки качества подготовки, применение заданий стандартизованной формы, возможность установления уровня освоения лицами, завершившими прохождение образовательной программы среднего (полного) общего образования, федерального компонента государственного образовательного стандарта. Приведенные ими аргументы относятся к рассмотрению различных нарушений, допускаемых участниками государственной (итоговой) аттестации, и мер по их устранению. Таким образом, концепция законопроекта, состоящая в отмене применяемой в настоящее время формы проведения государственной (итоговой) аттестации, не обоснована.
В тоже время за 11 лет реализации государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ механизм его организации, проведения и использования результатов в значительной степени усовершенствован. Существенные изменения претерпели контрольные измерительные материалы ЕГЭ, в составе которых уменьшено количество заданий репродуктивного характера и которые в настоящее время ориентированы преимущественно на оценку умения выпускника анализировать и обобщать информацию, высказывать и аргументировать оценочные суждения, выявление степени понимания выпускником основных элементов содержания учебных программ, оценку умения практического применения полученных знаний. Сегодня уже очевидно, что проведение аттестации выпускников в форме ЕГЭ действительно позволило:
обеспечить выпускникам равные условия при сдаче экзаменов;
получить более объективную оценку знаний, чем в действовавших ранее "традиционных" формах проведения итоговой аттестации;
снизить существовавший уровень коррупции, поскольку экзаменационные материалы составлены из заданий стандартизированной формы, при их проверке используется единая шкала оценивания, ответы на задания с выбором ответа и задания с кратким ответом проверяются автоматизировано, ответы участников ЕГЭ на задания с развернутым ответом передаются на проверку обезличенными (с удаленными регистрационными полями), распределение работ между экспертами проводится автоматизировано, работы проверяются независимыми экспертами.
Кроме того, с 2012 года Порядком проведения аттестации выпускников в форме ЕГЭ (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 2451, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 31 января 2012 года, регистрационный N 23065) предусмотрена возможность межрегиональных перекрестных проверок с целью повышения объективности проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ.
Также вступило в силу Положение о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, а также нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной (итоговой) аттестации.
Президентом Российской Федерации утвержден План мероприятий по совершенствованию порядка проведения единого государственного экзамена на 2011 - 2013 года (от 10.04.2011 года N Пр-941), который предусматривает:
повышение качества контрольных измерительных материалов, подготовки членов экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий ЕГЭ, проверки работ;
совершенствование технологий и процедур ЕГЭ, проведение технологической модернизации информационных систем, обеспечивающих организацию и проведение ЕГЭ;
развитие общественных институтов контроля проведения ЕГЭ;
разработку и реализацию технических решений по обеспечению соблюдения равных прав всех участников на всех этапах проведения ЕГЭ.
Анализ результатов аттестации выпускников в форме ЕГЭ позволяет проследить тенденции изменения уровня подготовленности выпускников по общеобразовательным дисциплинам, выявлять возможные отклонения в преподавании отдельных разделов учебных программ и на этой основе управлять процессами повышения качеством образования.
В части рассмотрения предлагаемых в законопроекте изменений порядка приема в учреждения среднего и высшего профессионального образования Комитет отмечает, что их реализация приведет к лишению абитуриентов значительного числа имеющихся у них сегодня прав, в том числе таких как:
возможность участия одновременно в конкурсе на поступление в несколько вузов на несколько специальностей;
возможность участия в конкурсе на поступление в вуз без выезда с мест постоянного проживания.
Комитет согласен с мнением, высказанным многими субъектами Российской Федерации, в части того, что необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и проведение аттестации выпускников в форме ЕГЭ, использованию результатов ЕГЭ при поступлении в учреждения профессионального образования.
Правительство Российской Федерации в своем заключении не поддерживает рассматриваемый законопроект, Правовое управление Государственной Думы в своем заключении отмечает необходимость проведения существенной юридико-технической доработки проекта.
Исходя из вышеизложенного, Комитет предлагает при рассмотрении в первом чтении отклонить представленный проект.
Председатель Комитета |
А.Н. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.