Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального конституционного закона N 643410-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и статью 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (о наделении Конституционного Суда Российской Федерации правом рассмотрения жалоб на решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации), внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" и статью 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предлагается наделить Конституционный Суд Российской Федерации полномочием по пересмотру итоговых решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, принятых по существу вопросов, входящих в компетенцию данных судов.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Средством обеспечения и охраны Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации является конституционный контроль. Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации входят в систему конституционного контроля.
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации (далее - Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ) установлены основные принципы функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Они входят в судебную систему Российской Федерации и относятся к судам субъектов Российской Федерации (статья 4); их учреждение в субъекте Российской Федерации не является обязательным, субъект самостоятельно принимает решение об образовании такого органа (часть 1 статьи 27); к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации относится рассмотрение вопросов соответствия законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта, а также толкование конституции (устава) субъекта Российской Федерации (части 1, 3 статьи 27); их финансирование производится исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 27); процессуальный порядок их деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 30); решение конституционного (уставного) суда субъекта Федерации, принятое в пределах его компетенции, не может быть пересмотрено никаким иным судом (часть 4 статьи 27).
Последний принцип отличает конституционные (уставные) суды от судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Между Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации нет таких иерархических отношений, как между Верховным Судом РФ и нижестоящими судами общей юрисдикции, между Высшим Арбитражным Судом и нижестоящими арбитражными судами. В них отсутствуют кассационная и надзорная инстанции.
Вместе с тем следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов действуют в рамках единого правового пространства, в котором законодательство Российской Федерации и законодательство ее субъектов находится в иерархической взаимосвязи. Указанные суды связаны между собой функционально: у них общие цели, задачи, принципы функционирования и деятельности. Они представляют собой систему конституционных судов Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации, даже несмотря на отсутствие в статье 125 Конституции Российской Федерации указания на то, что он является "высшим органом судебной власти", выступает именно таковым по сути своей деятельности, своим полномочиям, кругу решаемых вопросов и роли в формировании взаимоотношений с иными судами, в том числе с конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.
Поэтому конституционное судопроизводство всех органов конституционного контроля в Российской Федерации должно быть нацелено на обеспечение единой конституционной законности, под которой понимается в узком смысле соответствие и непротиворечие конституций и уставов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации.
Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрено взаимодействие этого Суда с иными судами и с органами конституционного (уставного) контроля субъектов Российской Федерации "в целях взаимного изучения опыта, осуществления информационного обмена, а с органами конституционного (уставного) контроля субъектов Российской Федерации - также в целях оказания им методической помощи" (§ 76). Однако, с точки зрения комитета, этого недостаточно. К сожалению, Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ не называет в числе принципов функционирования конституционных (уставных) судов субъектов такого взаимодействия, хотя только при его наличии можно вести речь о единой взаимодействующей конституционной системе в Российской Федерации. Отсутствие такого взаимодействия всех органов конституционной юстиции в Российской Федерации допускает принятие взаимоисключающих решений конституционными (уставными) судами в различных ее субъектах.
В связи с изложенным представляется целесообразным создать двухинстанционную систему конституционного контроля, состоящую из Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Предусмотренная законопроектом возможность пересмотра Конституционным Судом Российской Федерации итоговых решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, по мнению Комитета, позволит обеспечить соответствие Конституции Российской Федерации судебной практики конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, будет способствовать достижению единообразного применения законодательства на территории Российской Федерации и обеспечению принципа законности судопроизводства.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает указанный законопроект.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.