Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 26 апреля 2012 г. N 3.2-05/526
по проекту федерального закона N 1476-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", принятому Государственной Думой 25 апреля 2012 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 апреля 2012 года, и отмечает следующее.
Проект принятого Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.
Федеральный закон направлен на реализацию заявленных Президентом Российской Федерации в его послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года предложений об отмене необходимости для непарламентских политических партий собирать подписи избирателей для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные парламенты, а также о существенном сокращении необходимого для участия в выборах Президента Российской Федерации количества подписей избирателей, представляемых кандидатами.
Изменения вносятся в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и ряд других законодательных актов.
Вносимыми данным Федеральным законом изменениями из федеральных законов о выборах исключаются правовые нормы, обязывающие политические партии собирать подписи избирателей в поддержку выдвигаемых ими списков кандидатов для участия в выборах всех уровней. При этом для участия в выборах Президента Российской Федерации кандидатов, выдвинутых политическими партиями, не представленными в Государственной Думе или в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем одной трети субъектов Российской Федерации, сохраняется требование о сборе подписей избирателей, количество которых Федеральным законом существенно уменьшается - с двух миллионов до ста тысяч подписей. Для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, требуемое число подписей избирателей уменьшается с двух миллионов до трехсот тысяч подписей избирателей. Одновременно уменьшается предельное количество собранных подписей избирателей, место жительство которых находится на территории одного субъекта Российской Федерации.
При подготовке проекта данного Федерального закона к рассмотрению во втором чтении из него была исключена правовая норма, которой предполагалось изменить действующую правовую норму пункта 1 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничивающую устанавливаемое законом количество подписей избирателей, которые необходимо собрать для регистрации кандидатов на выборах (предлагалось его уменьшить с 2 до 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа). В результате эта норма действующего Федерального закона осталась без изменения.
Комитет считает, что принятие данного Федерального закона существенно облегчит условия участия политических партий в выборах в органы публичной власти всех уровней, будет способствовать расширению их представительства в органах власти, а также активизирует работу политических партий с гражданами.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления", принятый Государственной Думой 25 апреля 2012 года.
Председатель Комитета |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.