Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 604380-5 "О внесении изменения в статью 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
внесенному Костромской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект закона, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроектом вносится изменение в пункт 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части расширения круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за счет мужчин по достижении ими возраста 55 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет, и женщин по достижении ими возраста 50 лет, если они проработали в качестве доярок, операторов машинного доения, операторов свиноводческих комплексов и механизированных ферм в сельском хозяйстве не менее 20 лет.
Следует иметь в виду, что предлагаемое изменение входит в противоречие с концепцией Федерального закона, глава VI которого регулирует порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав. В этой связи в статье 27 Федерального закона, входящей в данную главу и предусматривающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указаны только те категории граждан, которые пользовались аналогичным правом по старому пенсионному законодательству, действовавшему до 1 января 2002 года.
Предлагаемое законопроектом изменение приведет к значительному расширению круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и потребует расходов, покрываемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, в том числе трудовой пенсии по старости (пункт 1 настоящей статьи), осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, с учетом положений статьи 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 24 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" реализация положений законопроекта повлечет также расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Положения законопроекта требуют соотнесения с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона, в соответствии с которым при внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансового обеспечения дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку законопроект вступает в силу с 1 января 2012 года (статья 2 законопроекта), статья 1 законопроекта требует соотнесения с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Заместитель начальника управления |
Д.Д. Цабрия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.