Заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 38793-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части изменения условий выкупа арендованного имущества), внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 38793-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 3 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N159-ФЗ), расширяющие возможности отчуждения из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, после дня вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ. Так, законопроектом предлагается уточнить одно из условий предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства преимущественного права на возмездное приобретение арендуемого ими государственного или муниципального недвижимого имущества.
В соответствии с действующей нормой пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать указанное преимущественное право только в случае, если арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу этого Федерального закона на основании договора или договоров аренды этого имущества. Законопроектом предусматривается исключить из указанного положения требование о том, что двухлетний срок аренды отсчитывается до даты вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ. Поэтому в данном случае право выкупа арендованного имущества будет предоставляться субъектам малого или среднего предпринимательства, которые арендовали государственное или муниципальное недвижимое имущество в течение любых двух лет независимо от даты вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ.
Вместе с тем необходимо учитывать, что основной целью принятия Федерального закона N 159-ФЗ является оказание адресной государственной и муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них временной преференции на участие в приватизации государственного или муниципального имущества, арендуемого ими на день вступления в силу этого Федерального закона. Данная временная преференция заключается в предоставлении указанным субъектам преимущественного права выкупа арендуемого ими государственного или муниципального имущества (внеконкурсного способа приватизации) в срок до 1 июля 2013 года.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 этого Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в целях реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. При этом в случае, если указанный заявитель соответствует установленным статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ требованиям и в соответствии с федеральными законами отчуждение арендуемого имущества допускается, уполномоченные органы при получении такого заявления обязаны принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества.
Несмотря на принятое Конституционным Судом Российской Федерации Постановление от 20.12.2010 N 22-П относительно порядка применения этих норм важно отметить, что в данном случае положения Федерального закона N 159-ФЗ непосредственно не предусматривают какого-либо волеизъявления органов местного самоуправления на отчуждение указанного муниципального имущества и согласование с ними данного вопроса, а также возможность судебной защиты в этом случае имущественных прав муниципальных образований. В свою очередь, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (часть 8 статьи 4 Федерального закона N 159-ФЗ).
Нормы статьи 11 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относят к полномочиям органов местного самоуправления создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. При этом согласно части 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Данное имущество может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Полагаем, что расширение случаев, при которых субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать преимущественное право по выкупу арендуемого ими недвижимого имущества может существенно ограничить в будущем возможности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию вышеуказанных перечней государственного и муниципального имущества и включению впоследствии в такие перечни тех объектив собственности, которые будут необходимы для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Нормами Федерального закона N 159-ФЗ не предусмотрено достаточных гарантий в отношении того, что субъекты малого и среднего предпринимательства выкупившие арендуемые ими помещения будут использовать их в долгосрочной перспективе для осуществления своей основной предпринимательской деятельности, а также не перепродадут их другим более крупным хозяйствующим субъектам.
Следовательно, принятие законопроекта может привести к существенному ограничению в долгосрочной перспективе возможностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по использованию указанного имущества в дальнейшем, в случаев возникновения необходимости (после истечения срока его аренды этими субъектами), для решения других вопросов местного значения.
Кроме того, в случае внесения предлагаемых законопроектом изменений в нормы Федерального закона N 159-ФЗ может возникнуть ситуация, когда на выкуп одного и того же помещения одновременно будут претендовать несколько субъектов малого или среднего предпринимательства, арендовавших его в разные годы. Следовательно, в данном случае возникнет правовая неопределенность относительно того, какие из указанных субъектов малого и среднего предпринимательства смогут воспользоваться указанным преимущественным правом и до какой даты следует исчислять данный срок нахождения у этих субъектов арендуемого имущества в их временном владении и (или) временном пользовании (например, до даты принятия решения уполномоченным органом об условиях приватизации арендуемого имущества, либо до даты направления субъектам малого и среднего предпринимательства предложения о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества, либо до даты заключения этого договора, либо от даты направления такими субъектами в уполномоченный орган заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества).
Следует также учитывать, что определенная часть субъектов малого и среднего предпринимательства может быть заинтересована не в приобретении арендуемых помещений в собственность, а в сохранении на длительный период неизменных условий аренды занимаемых ими помещений при умеренной величине взимаемой арендной платы. При этом нормы частей 2 и 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривают возможность нахождения в муниципальной собственности поселений и муниципальных районов имущества, предназначенного для развития и для содействия развития малого и среднего предпринимательства соответственно в поселении и муниципальном районе, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, в настоящее время указанное муниципальное имущество не подлежит приватизации в обязательном порядке и органы местного самоуправления не связаны с выполнением каких-либо требований федерального законодательства относительно необходимости приватизации помещений, находящихся в муниципальной собственности, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.