Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 59320-6 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 59320-6 "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 15-П (далее - Постановление).
Указанным Постановлением положения части 3 статьи 23 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признаны не соответствующими статьям 3, 19 (часть 1), 32 (части 1 и 2), 130, 131 (часть 1) и 132 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой этими положениями не исключается возможность применения пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов.
Данное решение вызвано тем, что в отличии от муниципальных районов и городских округов в сельских и городских поселениях применение пропорциональной избирательной системы при небольшом числе депутатских мандатов не исключает получения одинакового числа депутатских мест в представительном органе муниципального образования избирательными объединениями, за списки кандидатов которых подано существенно различающееся число голосов избирателей, что сопряжено с возможностью нарушения принципа равенства при определении результатов волеизъявления избирателей. Более того, в случае участия в муниципальных выборах значительного числа избирательных объединений использование пропорциональной системы при малом числе депутатских мандатов в представительном органе поселения может сделать невозможным определение результатов выборов и тем самым, дискредитировать этот институт как высшее непосредственное выражение народовластия.
Внесенным законопроектом, как это и предписано Постановлением, предлагается сохранить за субъектами Российской Федерации право устанавливать виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, установив при этом обязательные условия, определяющие выбор муниципальным образованием той или иной избирательной системы в зависимости от вида муниципального образования, численности избирателей, числа депутатских мандатов.
С этой целью в статью 23 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) вносятся изменения в соответствии с которыми выборы депутатов представительных органов поселений и городских округов, численность которых составляет менее 15 депутатов, а также представительных органов малочисленных городских и сельских поселений, численность населения которых составляет менее 3 тысяч человек, будут проводиться по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
Также статья 23 Федерального закона дополняется положением, в соответствии с которым в муниципальных образованиях, использующих при проведении выборов пропорциональную избирательную систему, общее число мандатов, распределяемых между списками кандидатов, не должно быть менее 10 депутатских мандатов.
Проектируемые условия соответствуют части 3.1 статьи 23 Федерального закона согласно которым при проведении выборов в представительный орган муниципального района или городского округа, насчитывающего 20 и более депутатов, не менее половины мандатов распределяются между списками кандидатов.
Аналогичные изменения предлагается внести в статью 35 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При этом законопроектом предусматривается применение указанных положений к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, назначенных по истечении девяноста дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По мнению Комитета, применение на практике пропорциональной и смешанной избирательных систем оправдано прежде всего в крупных муниципальных районах и городских округах, представительные органы которых не так малочисленны. Присутствие в представительных органах как депутатов - членов федеральных политических партий, так и наличие среди депутатов беспартийных граждан, кандидатуры которых были включены в списки кандидатов либо по их собственной инициативе, либо по инициативе общественных объединений, обеспечивает баланс общегосударственных интересов, а также потребностей населения муниципального образования. С другой стороны, участие в выработке решений представительных органов по вопросам местного значения в сельских поселениях только представителей федеральных политических партий являлось бы неоправданной централизацией полномочий, что противоречило бы конституционной сущности местного самоуправления.
Комитет считает, что предлагаемые законодательные новеллы устанавливают надлежащие условия, определяющие выбор муниципальным образованием той или иной избирательной системы, а именно вид муниципального образования, численность избирателей, число депутатских мандатов, которые должны быть замещены в соответствии с требованиями конкретной избирательной системы.
Указанные условия с одной стороны позволяют сократить риск искажения воли избирателей, выраженной на проводимых на основе пропорциональной избирательной системы выборах в представительные органы поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов, а с другой, сохраняют возможность использовать на муниципальных выборах в поселениях, численность населения которых составляет 3 тысячи и более человек, пропорциональную избирательную систему (в том числе как компонент смешанной избирательной системы), при условии, что общее число избираемых депутатов составит не менее 15 человек.
На основании вышеизложенного, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.