Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций
на проект федерального закона 64005-6 "О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в части установления ответственности за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел проект федерального закона N 64005-6 "О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в части установления ответственности за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций), внесенный Правительством Российской Федерации и отмечает следующее.
Субъект права законодательной инициативы предлагает установить ответственность за публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а также ужесточить ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
Законопроект затрагивает актуальную и важную проблему профилактики, выявления, предупреждения и пресечения экстремисткой деятельности и, в целом, направлен на совершенствование законодательства в данной сфере.
По мнению Комитета, законодательная инициатива содержит ряд упущений и требует доработки. Так, в законопроекте дается определение символики экстремистской организации, но, при этом, не раскрывается определение атрибутики этих организаций, хотя везде по тексту она упоминается наряду с символикой, что ограничивает возможность применения предлагаемой нормы ответственности за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Определение символики экстремистской организации как официально зарегистрированной символики организации, в отношении которой принято вступившее в законную силу судебное решение о ее ликвидации либо запрете в связи с осуществлением экстремистской деятельности, не подразумевает возможности применения данной нормы в отношении не идентифицируемой с конкретной организацией экстремистской символики, включенной в федеральный список экстремистских материалов (лозунг "Православие или Смерть!", 14/88 и т.д.) или не являющейся официально зарегистрированной (например, символика признанного экстремистским Славянского союза).
В нынешней редакции законопроект не рассматривает ситуации, когда официально зарегистрированной символикой организации, признанной экстремистской, является универсальная или заимствованная символика (например, образ Че Гевары, серп и молот, знак "остановка запрещена" у ДПНИ и т.д.).
Кроме того, инициатива не подразумевает введение ответственности за производство или распространение символики и атрибутики организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, в отличие от существующей ответственности за производство или распространение экстремистских материалов.
Новеллой законопроекта является расширение ответственности за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций как за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. При этом, в будущем возможно появление иной запрещенной символики и атрибутики, пропаганду и публичное демонстрирование которой необходимо будет ограничить. В связи с тем, что символика и атрибутика на которую распространяется действие статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицируется таковой по решению суда, то она может быть так и определена в наименовании статьи.
Предусмотренное законопроектом увеличение размеров административных штрафов представляется недостаточным и может быть скорректирована в сторону увеличения в случае неоднократности или тяжести совершенных деяний.
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций считает, что высказанные замечания не снижают важности и актуальности представленного законопроекта, могут быть доработаны во втором чтении и поддерживает принятие в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.