Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 435741-5 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части установления запрета на реализацию рыболовных сетей из синтетических материалов и электроловильных систем в оптовой и розничной торговой сети), внесенный Воронежской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 435741-5 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - ФЗ о рыболовстве) положением, предусматривающим запрет на реализацию рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем в оптовой и розничной торговой сети, использование их для целей рыболовства, а также пребывание с ними в пределах акватории или береговой полосы водного объекта.
Кроме того, изменениями, вносимыми в часть пятую указанной статьи, предлагается вменить в обязанность органам внутренних дел, органам, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, а также органам, осуществляющим контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, осуществлять изъятие указанных орудий лова.
Анализ мировой практики осуществления рыболовства показывает, что в настоящее время практически во всех странах мира при производстве орудий добычи водных биоресурсов в основном используются синтетические материалы. Орудия лова, изготовленные из таких материалов, устойчивы к износу, практичны и имеют невысокую стоимость. Также в мировой практике при осуществлении различных видов рыболовства регламентация добычи (вылова) водных биологических ресурсов направлена не на запрет применения орудий лова из синтетических материалов, а на установление их параметров, ограничение по срокам применения и районам лова и так далее. Таким образом, возможность использования таких орудий лова определяется не их наличием в торговой сети, а устанавливается специальными мерами регулирования в данной сфере.
В настоящее время частью 4 статьи 26 ФЗ о рыболовстве запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов и электроловильных систем.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 26 ФЗ о рыболовстве ограничения видов и количества разрешаемых орудий и способов добычи (вылова) водных биоресурсов, а также размера ячеи орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, размера и конструкций орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в правилах рыболовства, принимаемых для каждого рыбохозяйственного бассейна в зависимости от характеристики расположенных в нем водных объектов, состояния запасов водных биоресурсов, биологических особенностей ихтиофауны, заселенности территории, традиционности применения тех или иных орудий лова жителями данной территории, техники осуществления промышленного рыболовства рыбопромышленными предприятиями.
Так, Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными Приказом Росрыболовства от 6 июля 2011 г. N 671, при осуществлении всех видов рыболовства с определенными ограничениями разрешено применение сетных орудий лова, что отвечает вышеперечисленным условиям, свойственным конкретному рыбохозяйственному бассейну.
Рассматриваемый законопроект не предусматривает возможность приобретения рыболовных сетей из синтетических материалов участниками отношений в области рыболовства, которые вправе осуществлять указанными орудиями лова добычу (вылов) водных биоресурсов.
В этой связи введение общероссийского законодательного запрета на реализацию указанных сетей и их применение негативно скажется, как на участниках отношений в области рыболовства, так и на отечественных производителях сетематериалов и сетных орудий лова, которые также подпадают под предлагаемый рассматриваемым законопроектом запрет.
В отношении электроловильных систем необходимо отметить, что их применение категорически запрещено всеми действующими Правилами рыболовства, поскольку является способом массового уничтожения водных биоресурсов. При этом правоприменительная практика показывает, что в большинстве случаев такой способ добычи вопреки установленным запретам применяется гражданами с целью наживы. В этой связи введение дополнительного запрета вряд ли решит данную проблему по существу.
Следует также отметить, что изъятие орудий незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов регулируется в соответствии со статьей 54 ФЗ о рыболовстве. Вместе с тем в законопроекте предлагается урегулировать указанные вопросы в статье 26 указанного Закона, которая посвящена исключительно ограничениям рыболовства.
Указанные в законопроекте оптовые и розничные торговые сети, не охватывают все хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность. Так, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под понятием "торговая сеть" понимается совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Далее. Законопроектом не урегулирован вопрос наступления уголовной или административной ответственности за нарушение устанавливаемого запрета, что не согласуется с Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 18 апреля 1994 г. N 1026-I "О милиции", который утратил силу с 1 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона N 1026-I следует читать как "18 апреля 1991 г."
Не оспаривая актуальность поднятой авторами законопроекта проблемы и необходимость её законодательного решения, Комитет обращает внимание на то, что в Правительстве Российской Федерации готовится к внесению в Государственную Думу проект федерального закона "О любительском рыболовстве", который призван дать комплексное правовое регулирование соответствующих вопросов, а также в целях гармонизации внести необходимые изменения в смежное законодательство.
Комитет считает, что вопросы ограничения гражданско-правового оборота сетных орудий лова и электроловильных систем вполне могут быть урегулированы в указанном законопроекте.
Правительство Российской Федерации в представленном официальном отзыве на законопроект не поддерживает его принятие по ряду оснований.
В частности, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не отражено положение о том, что полномочия соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предусматриваемые законопроектом, будут осуществляться ими в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации также считает, что законопроект не может быть поддержан.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не считает возможным поддержать проект федерального закона N 435741-5 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.