Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 143912-6 "О государственном стратегическом планировании"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственном стратегическом планировании" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ). Согласно Указу Правительству Российской Федерации поручено подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, предусматривающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики.
Основной идеей законопроекта является создание правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны.
В последнее время необходимость формирования системы государственного стратегического планирования значительно повысилась в силу того, что решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер.
Возникла необходимость в наборе управленческих инструментов, которые позволяют:
расширить период государственного прогнозирования и планирования, выйдя за рамки бюджетного цикла (более 3-х лет), предусматривая реализацию долгосрочных решений (со сроком реализации 6 и более лет) в рамках взаимосвязанных средне- и краткосрочных задач, подчиненных общей цели;
определить последовательность разработки долгосрочных и среднесрочных документов государственного стратегического планирования;
увязать долгосрочные и среднесрочные документы государственного стратегического планирования по целям и приоритетам, регламентировав периодичность их разработки и корректировки;
упорядочить сроки подготовки документов государственного стратегического управления и мер бюджетной политики между собой;
сбалансировать планируемые мероприятия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии и национальной безопасности);
четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;
обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой баз, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.
Комплексная система государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации - это и есть упорядоченный набор таких инструментов.
Законопроект направлен на правовое закрепление системы государственного стратегического планирования, состоящей из государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования и мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования. Также в законопроекте регламентируются полномочия участников системы государственного стратегического планирования и определена иерархия соответствующих документов.
Целями создания системы являются:
определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности к желаемому состоянию;
концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных и кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;
консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций и структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Исходя из целей определяются основные функции системы государственного стратегического планирования:
определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития, а также выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития;
определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономической политики;
выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития в соответствующих сферах социально-экономического развития;
определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития;
координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития между федеральным и региональным уровнями государственной власти, бизнесом и обществом;
мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования;
научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение государственного стратегического планирования.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования.
Законопроект регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов государственного стратегического планирования.
Участниками регулируемых данным законопроектом отношений являются Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные и научные организации, субъекты естественных монополий, государственные корпорации и акционерные общества с государственным участием и другие организации.
В случае принятия законопроекта участники государственного стратегического планирования будут обязаны использовать механизмы государственного стратегического планирования, устанавливаемые законопроектом в зависимости от уровня планирования, обеспечить взаимную увязку и соподчиненность используемых инструментов государственного стратегического планирования между собой и осуществлять мониторинг реализации документов государственного стратегического планирования.
Предлагаемый законопроектом подход к формированию системы государственного стратегического планирования базируется на опыте и достижениях отечественной и мировой практики, включает в себя инструменты государственного стратегического планирования, применяемые в настоящее время в Российской Федерации и за рубежом.
Последствиями принятия законопроекта станут:
создание условий для достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики;
повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для достижения упомянутых целей;
увеличение прозрачности и эффективности деятельности органов государственной власти;
повышение исполнительской дисциплины в связи с введением обоснованных и объективных критериев оценки деятельности участников государственного стратегического планирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О государственном стратегическом планировании"
Принятие федерального закона "О государственном стратегическом планировании" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О государственном стратегическом планировании"
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона требуется признать утратившими силу:
Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2871; "Российская газета", 1995, 26 июля, N 143);
статью 3 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3492; "Российская газета", 1998, 12 августа, N 153-154).
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона дополнить пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, 18 октября, N 42, ст. 5005; "Российская газета", 1999, 19 октября, N 206) подпунктом следующего содержания:
"76) разработки и утверждения документов государственного стратегического планирования субъекта Российской Федерации".
Дополнить Бюджетный Кодекс Российской Федерации статьей в части определения содержания Долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О государственном стратегическом планировании"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Основание необходимости подготовки |
Сроки подготовки |
Сведения об исполнителе |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке разработки документов государственного стратегического планирования" |
Принятие данного акта обусловлено необходимостью регламентации процедуры разработки следующих документов: концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - КДР) и основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период (далее - ОНДП). В части КДР и ОНДП в документе предусматривается необходимость регламентировать состав органов государственной власти и организаций, участвующих в разработке документов; состав и сроки предоставляемой информации, порядок ее представления и т.д.; отраслевые документы стратегического планирования на долгосрочный период. |
в течение 8 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
|
|
Регламентация обусловлена необходимостью правового закрепления обязанности участия органов государственной власти и иных участников государственного стратегического планирования в процедуре разработки. В документе предусматривается установить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку отраслевого документа стратегического планирования на долгосрочный период; порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при разработке документа и т.д.; принятие данного акта обусловлено необходимостью обеспечения участия гражданского общества в процессе разработки документов стратегического планирования. В документе предусматривается необходимость регламентировать состав участников общественного обсуждения, формы и порядок общественного обсуждения; также принятие акта обусловлено необходимостью регламентации проведения экспертизы документов стратегического планирования |
|
|
2. |
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации" |
Положения законопроекта не соответствуют данному Указу Президента Российской Федерации, в том числе в части, касающейся определения основных понятий, приоритетов, принципов, временных горизонтов и видов государственного стратегического планирования, планирования и прогнозирования. В связи с этим необходимо привести Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации" в соответствие с законопроектом или признать его утратившим силу. |
в течение 8 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием аппарата Совета Безопасности Российской Федерации |
3. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. N 596" |
Принятие данного акта обусловлено необходимостью приведения в соответствие с проектом федерального закона порядка разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период. В документе регламентируется состав органов государственной власти и организаций, участвующих в разработке документа; состав и сроки предоставляемой информации, порядок ее представления и т.д. |
в течение 5 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
4. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период" |
Принятие данного акта обусловлено необходимостью правового закрепления обязанности участия органов государственной власти и иных участников процесса государственного стратегического планирования в процедуре подготовки документа. В документе предусматривается необходимость регламентировать состав органов государственной власти и организаций, участвующих в разработке документа; состав и сроки предоставляемой информации, порядок ее представления и т.д. |
в течение 8 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
5. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О Порядке ведения реестра документов государственного стратегического планирования" |
Принятие данного акта обусловлено регламентацией процедур ведения реестра документов государственного стратегического планирования. В акте предусматривается необходимость регламентировать состав органов государственной власти, ответственных за предоставление информации для включения в реестр; состав представляемой информации; сроки внесения информации в реестр; порядок работы с информацией, содержащейся в реестре; состав органов, имеющих право на получение информации из реестра; порядок ее получения |
в течение 5 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минэкономразвития России, Минрегион России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке разработки долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации" |
Принятие данного акта обусловлено необходимостью регламентации процедуры разработки документов. В документе предусматривается необходимость регламентировать состав органов государственной власти и организаций, участвующих в разработке документа; состав и сроки предоставляемой информации, порядок ее представления и т.д. |
в течение 5 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минфин России, Минэкономразвития России |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке разработки стратегий социально-экономического развития федеральных округов и отдельных территорий" |
Принятие данного акта обусловлено необходимостью регламентации процедуры разработки документа. В документе предусматривается необходимость регламентировать состав органов государственной власти и организаций, участвующих в разработке документа; состав и сроки предоставляемой информации, порядок ее представления и т.д. |
в течение 5 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минрегион России, Минэкономразвития России |
8. |
Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации "О порядке согласования стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу на федеральном уровне" |
Принятие данного акта обусловлено необходимостью согласования документа в целях взаимоувязки процессов государственного стратегического планирования на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. В документе предусматривается необходимость регламентировать сроки представления документа; процедуру рассмотрения документа на федеральном уровне, процедуру согласования документа в Правительстве Российской Федерации |
в течение 5 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минрегион России, Минэкономразвития России |
9. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке разработки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период" |
Принятие данного акта обусловлено необходимостью регламентации процедуры разработки документа. В документе предусматривается необходимость регламентировать состав органов государственной власти и организаций, участвующих в разработке документа; состав и сроки предоставляемой информации, порядок ее представления и т.д. |
в течение 5 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минобрнауки России, Минэкономразвития России |
10. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 340" |
Принятие данного акта обусловлено необходимостью приведения в соответствие с проектом федерального закона наименования прогноза научно-технологического развития Российской Федерации |
в течение 5 месяцев со дня принятия законопроекта Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении |
Минобрнауки России, Минэкономразвития России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.