Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 20 июня 2012 г. N 3.9-15/1
по проекту федерального закона N 359380-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в части отчуждения недвижимого имущества, закрепленного за государственными и муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения) - внесен депутатами Государственной Думы Д.В. Саблиным, Д.Н. Гасановым, М.С. Рохмистровым, М.Л. Шаккумом, а также Е.Ю. Семёновой, В.С. Плескачевским, Е.И. Богомольным, П.А. Гужвиным, Ю.В. Коганом, Ю.Г. Медведевым, А.М. Плахотниковым, Е.А. Самойловым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 359380-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и отмечает следующее.
В настоящее время государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе отчуждать закрепленное за ними государственное или муниципальное имущество любым законодательно предусмотренным способом при наличии согласия органа государственной власти или органа местного самоуправления, действующих от имени собственника имущества - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В соответствии с законопроектом заключение государственными или муниципальными унитарными предприятиями договоров, предусматривающих отчуждение или возможность отчуждения (например, договор залога) закрепленного за ними государственного или муниципального недвижимого имущества, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов.
Комитет по вопросам собственности полагает, что введение конкурсного порядка продажи государственного и муниципального имущества, закрепленного за унитарными предприятиями, позволит предотвратить практику отчуждения указанного имущества по заниженным ценам, например, организации, аффилированной с руководителями унитарного предприятия. Таким образом повысится эффективность и прозрачность использования и распоряжения публичным имуществом, а также будет исключен фактор, способствующий проявлениям коррупции при заключении унитарным предприятием указанных сделок.
Вместе с тем, по мнению Комитета по вопросам собственности, законопроект нуждается в концептуальной доработке, в том числе с целью учета замечаний Правительства Российской Федерации и Государственного правового Управления Президента Российской Федерации.
В частности, необходимо уточнить, в отношении каких именно договоров, предусматривающих отчуждение или возможность отчуждения закрепленного за унитарным предприятием имущества, будет действовать требование о заключении таких договоров исключительно на торгах. Например, такое требование невозможно реализовать при заключении договора кредита под залог указанного имущества, так как целью проведения торгов является отчуждение имущества по максимально возможной цене, а договор кредита предусматривает обязательства должника по его возврату. В случае невозврата кредита заложенное имущество подлежит продаже с торгов в соответствии с Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Также требование о проведении торгов при отчуждении имущества не может быть распространено на случай внесения имущества в уставной капитал акционерного общества, поскольку целью такого способа распоряжения имуществом является участие унитарного предприятия (с согласия представителя собственника его имущества) в уставном капитале конкретного акционерного общества.
Комитет по вопросам собственности полагает, что порядок проведения торгов при продаже закрепленного за государственным или муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения государственного или муниципального имущества должен устанавливаться не Федеральной антимонопольной службой, а непосредственно в самом Федеральном законе "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" по аналогии с положениями о продаже государственного и муниципального имущества на аукционе, которые содержатся в Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно законопроекту заключение договоров, предусматривающих отчуждение закрепленного за предприятием имущества, осуществляется по результатам торгов. Однако в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса. В последнем случае от победителя конкурса требуется выполнение некоторых условий, что лишено экономического смысла в случае продажи имущества унитарного предприятия, которое, очевидно, далее не требуется в производственной деятельности. В этой связи представляется целесообразным осуществлять продажу имущества унитарных предприятий на торгах, проводимых в форме аукциона.
В состав авторов законопроекта входят депутаты Государственной Думы пятого созыва, вследствие чего перевнесение законопроекта в новой редакции в соответствии с Регламентом Государственной Думы является невозможным. В настоящее время подготовлена к внесению в Государственную Думу редакция законопроекта, учитывающая вышеизложенные замечания Комитета по вопросам собственности.
В этой связи Комитет по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.