Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 370325-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (в части рекламы товаров медицинского назначения), внесенному Белгородской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 26 января 2012 года (протокол N 7, пункт 35) о назначении Комитета Государственной Думы по охране здоровья соисполнителем по работе над проектом федерального закона N 370325-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (далее - законопроект), Комитет по охране здоровья рассмотрел законопроект и отмечает.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О рекламе", согласно которым рекламные материалы, содержащие рекламу лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также содержащие рекламу биологически активных и пищевых добавок, продуктов детского питания, до их распространения подлежат согласованию с антимонопольным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, предлагается установить, что рекламодатель несет ответственность за нарушение устанавливаемых законопроектом требований.
В связи с этим необходимо отметить, что согласно положениям Федерального закона "О рекламе" (далее - Федеральный закон) распространению подлежит реклама, а не рекламные материалы. При этом понятие "рекламные материалы" не содержится в Федеральном законе, что может привести к различному толкованию данной нормы.
Также отмечаем, что законодательством Российской Федерации предусматривается последующий государственный контроль за содержанием распространяемой информации. Федеральным законом "О рекламе" определены полномочия антимонопольного органа по осуществлению государственного контроля в целях реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечению фактов ненадлежащей рекламы, в том числе право применять меры ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. А именно, КоАП предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа в размере до пятисот тысяч рублей.
При этом положение законопроекта о наделении антимонопольного органа полномочием по согласованию рекламных материалов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, требует дополнительного обсуждения и доработки в связи с тем, что в настоящее время Федеральная антимонопольная служба не наделена полномочиями по обеспечению безопасности медицинских услуг и методов лечения. Данные полномочия закреплены за соответствующими службами, подведомственными Минздравсоцразвития России.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета по охране здоровья 15 февраля 2012 года.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.