Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 26160-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части установления особенностей при проведении аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства) - внесен Сахалинской областной Думой
(шестой созыв)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 26160-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", внесенный Сахалинской областной Думой (далее - законопроект), и сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроект направлен на повышение эффективности исполнения государственного и муниципального заказа, а также обеспечения прозрачности и гласности при осуществлении закупочной деятельности.
В целях решения указанных задач законопроектом предлагается установить обязанность государственного (муниципального) заказчика включать в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства проектную и рабочую документацию. Согласно пояснительной записке, указанное нововведение позволит более точно определить требования к технологии, качеству и объемам работ, подлежащих выполнению в рамках соответствующего государственного (муниципального) контракта.
Также предлагается исключить обязанность заказчика при размещении такого заказа при указании в документации об аукционе на товарные знаки дополнять документацию словами "или эквивалент".
Комитет отмечает необходимость более детального регулирования в Федеральном законе от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) вопросов размещения заказов в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, однако, считает, что предлагаемые законопроектом меры, не способны решить цели, поставленные в пояснительной записке.
Так, в части установления обязанности размещать в качестве обязательного приложения к документации об аукционе проектную и рабочую документацию, Комитет отмечает следующее.
Требования о размещении проектной документации в полном объеме в сети "Интернет" может привести к созданию угрозы безопасности, поскольку тем самым открывается доступ неограниченному кругу лиц ко всем конструктивным решениям по зданиям и сооружениям, что повышает уязвимость этих объектов, прежде всего, для террористической деятельности.
В свое время именно по данному основанию была исключена из Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности проектной документации объектов капитального строительства в полном объеме.
При этом фактически нарушается конфиденциальность предоставляемых сведений об объектах двойного назначения. Например, свыше 80 % автомобильных дорог являются объектами двойного назначения, то есть, объектами оборонного значения. Также для дорожного хозяйства необходимо выполнять соответствующие мероприятия, связанные с мобилизационной подготовкой. Исходя из этого, размещение в открытом доступе сведений о конкретных проектных решениях может привести к угрозе обороноспособности страны.
Необходимо отметить, что в согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации произведения архитектуры, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав. В связи с этим использование архитектурных решений, предусмотренных проектной документацией, в том числе их публикация на официальном сайте, может осуществляться только с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемое законопроектом норма не будет способствовать соблюдению необходимого уровня конфиденциальности используемых документов и материалов, обеспечению безопасности объектов капитального строительства и охрану авторских прав. По мнению Комитета, можно предусматривать размещение на официальном сайте только отдельных разделов проектной документации при условии обеспечения возможности участникам размещения заказа лично знакомиться с проектной документацией в полном объеме.
В отношении рабочей документации необходимо отметить, что исходя из анализа норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, рабочая документация не входит в состав проектной документации.
Согласно пункту 4 указанного Положения рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий, разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство.
Согласно пункту 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Учитывая вышеизложенное, как правило, на практике в соответствии с государственным или муниципальным контрактом на выполнение строительных работ на подрядчика возлагается обязанность разработки соответствующей рабочей документации на основании утвержденной проектной документации.
Принятие же законопроекта приведет к необходимости размещения заказчиком после утверждения проектной документации заказа на разработку рабочей документации и только после этого размещения заказа собственно на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, что не может быть поддержано, поскольку приведет к существенному затягиванию сроков размещения заказов и в ряде случаев к срыву сроков строительства объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд.
По мнению Комитета, внесение предлагаемой законопроектом нормы, устанавливающей, что в документации об аукционах требования к работам и техническим характеристикам используемых товаров при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, определяются проектной документацией не целесообразно, так как данные изменения носят уточняющий характер действующего порядка, предусмотренного Законом N 94-ФЗ.
Указанной статьей предусматривается, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Кроме того, обязанность осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией предусмотрена частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, предлагаемая законопроектом поправка представляется избыточной.
Вместе с тем, предлагаемое изменение не учитывает, что требования к строительству не ограничиваются только проектной документацией. Так, частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено также, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
По мнению Комитета, требует дополнительных обоснований предлагаемая законопроектом норма об исключении обязанности заказчика при указании в документации об аукционе на товарные знаки дополнять документацию словами "или эквивалент" (в пояснительной записке к настоящему проекту такие обоснования отсутствуют).
Избыточным, по мнению Комитета, является предлагаемое законопроектом изменение в часть 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ, поскольку размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства является частным случаев размещения заказов на выполнение работ и в данном случае в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме уже указывается в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ согласие участника размещения заказа на выполнение работ, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
По мнению Комитета, не может быть поддержано предложение о размещении на электронной площадке протокола рассмотрения первых частей заявок об участии в открытом аукционе в электронной форме, в котором указывается решение заказчика о допуске или об отказе в допуске участника к торгам. Согласно части 8 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного протокола оператор электронной площадки обязан направить участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, уведомление о принятом в отношении поданной таким участником открытого аукциона заявки на участие в открытом аукционе решении.
Размещение же указанного протокола в открытом доступе не будет способствовать обеспечению конфиденциальности информации об участниках, изъявивших желание участвовать в аукционе, и может привести к злоупотреблениям при проведении аукциона, в том числе в части воздействия на указанных лиц с целью отказа ими от участия в аукционе.
Также Комитета обращает внимание, что в соответствии с частью 4.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется не только путем проведения открытого аукциона в электронной форме, но и посредством конкурса. Вместе с тем соответствующие поправки в нормы, регулирующие порядок проведения конкурса законопроектом не предусматриваются. Таким образом, принятие законопроекта приведет к различному правовому регулированию одних и тех же отношений в зависимости от формы торгов, что представляется необоснованным.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает проект федерального закона N 26160-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в части установления особенностей при проведении аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства) и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.