Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 60901-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы С.Н. Решульским, В.С. Шурчановым)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона уточняется редакция пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) согласно которой, в отличие от действующей нормы устанавливается, что предоставление права осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе производится по предложению фракций.
В связи с этим следует отметить, что идея совершенствования механизма работы представителей политических партий в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации заслуживает безусловной поддержки.
В то же время, ни в пояснительной записке, ни в иных сопроводительных документах не содержится каких - либо аргументированных данных, в том числе статистических, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что предлагаемый законопроектом механизм реализации обозначенной выше идеи положительно скажется на функционировании соответствующих органов государственной власти.
Вместе с тем, как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 19-П, Федеральным законом предусмотрено установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, самостоятельно субъектами Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 и пункт 1 статьи 11 Федерального закона), что создает тем самым правовые предпосылки самостоятельного решения ими этих вопросов - в пределах, предусмотренных Федеральным законом, и с учетом всех обстоятельств, в том числе возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа конкретного субъекта Российской Федерации, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов Российской Федерации в установлении системы образуемых ими органов государственной власти.
По смыслу указанных положений, субъекты Российской Федерации, закрепляя на уровне своей конституции (устава) и (или) закона в качестве условия осуществления депутатской деятельности возможность исполнения депутатских обязанностей на профессиональной постоянной основе, обязан установить порядок реализации депутатами соответствующего права, отвечающий конституционным требованиям определенности и справедливости и исключающий принятие поданному вопросу произвольных решений, и одновременно гарантировать всем депутатам равные юридические возможности по осуществлению полномочий.
Таким образом, закрепление в Федеральном законе предложенного законопроектом положения может рассматриваться как вмешательство в компетенцию субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 4 Федерального закона депутаты, избранные в составе списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий, деятельность которых прекращена в связи с их ликвидацией или реорганизацией, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. При этом предоставление права осуществления депутатской деятельности исключительно по предложению фракции на практике будет означать, что депутаты, не входящие в состав соответствующей фракции, но являющиеся членами депутатского объединения, по сути будут лишены возможности участия в регулировании вопросов осуществления депутатской деятельности.
В связи с этим, необходимо отметить, что предлагаемое законопроектом изменение, фактически направлено на ограничение круга субъектов, участвующих в предоставлении права осуществления депутатской деятельности. Оно не согласуется с принципом равного статуса депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их равных возможностей по осуществлению депутатских полномочий и противоречит принципу коллегиальности принятия решений, присущего указанным органам.
Кроме того, предлагаемая авторами законопроекта формулировка "по предложению фракции" не в полной мере соответствует требованиям точности, ясности, формальной определенности и недвусмысленности правовых норм, неоднократно указанным в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 60901-6 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.