Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 109045-6 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 109045-6 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и отмечает следующее.
Данный законопроект подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", где определено, что потребительская корзина, на основании которой рассчитывается прожиточный минимум, пересматривается не реже одного раза в пять лет. В 2012 году истекает срок действия потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 332-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах", в составе и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
В законопроекте устанавливается, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения определяется на основе минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, определяемых в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания. Предлагается непродовольственные товары определять в размере 50% от стоимости продуктов питания, услуги - также в размере 50% от стоимости продуктов питания. Таким образом, при формировании потребительской корзины предлагается использовать не нормативный метод, как предусмотрено действующим законодательством, а нормативно-статистический.
Представленная потребительская корзина актуализирована по объемам потребления продуктов питания с учетом изменений, произошедших в последние годы в фактическом потреблении продуктов питания малоимущего населения. По сравнению с действующими нормами увеличены объемы потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц, овощей и фруктов, снижены нормы потребления по хлебным продуктам, картофелю, маслу растительному, маргарину и другим жирам. Предлагаемый минимальный набор продуктов питания является усредненной моделью питания, сбалансированного в соответствии с разработанными специалистами в области питания нормами физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для работников очень легкой и легкой физической активности, детей и пенсионеров.
Целесообразность перехода на относительные показатели для определения доли непродовольственных товаров в составе потребительской корзины, по мнению Правительства Российской Федерации, обусловлена тем, что в настоящее время установление на федеральном уровне детализированных норм потребления непродовольственных товаров является избыточным, так как в потреблении населения произошли изменения, связанные с расширением доступности дешевых товаров массового спроса, а также значительной региональной дифференциацией непродовольственных товаров на потребительском рынке.
Комитет отмечает, что предлагаемые размеры процентов на непродовольственные товары и услуги от стоимости набора продуктов питания не смогут в полной мере учесть многообразие сложившихся региональных и климатических особенностей в структуре потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Кроме того, на стоимость потребительской корзины может оказывать влияние сезонное колебание цен на продукты питания, которое в свою очередь отразится на стоимости непродовольственных товаров и услуг.
По расчетам Правительства Российской Федерации предложенная потребительская корзина в стоимостном выражении (в потребительских ценах в среднем за 2011 год) больше, чем действующая, для трудоспособного населения - на 200 рублей, пенсионеров - на 411 рублей, детей - на 250 рублей.
Данный законопроект прошел обсуждение на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает законопроект в предложенной редакции и считает необходимым продолжить по нему консультации сторон Комиссии.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний правового характера не имеет.
На законопроект поступили отзывы из 19 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 14 - поддерживают, 5 - замечаний не имеют. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступил 51 отзыв: 41 - поддерживают, 7 - замечаний не имеют, 3 - не поддерживают (Астраханская обл., Смоленская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ).
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 109045-6 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.