Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 146246-6 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона направлен на совершенствование процедуры проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), проводимой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с действующей редакцией пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Федеральный закон) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществлять антикоррупционную экспертизу согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (далее - Методика).
В настоящее время Методика представляет собой перечень из 11 коррупциогенных факторов, при этом не содержит всех описанных экспертами положений, наличие которых в правовых актах (проектах правовых актов) может способствовать проявлению коррупции или созданию условий для её проявления. Например, в Методике отсутствуют такие положения, создающие условия для коррупции, как наличие в правовых актах коллизий правовых норм, отсутствие в правовых нормах положений о контроле за деятельностью органов и должностных лиц и ответственности за неисполнение ими своих полномочий, норм, повышающих информационную открытость деятельности органов и должностных лиц в сферах, подверженных коррупционным рискам, или, наоборот, наличие в правовом акте норм, устанавливающих закрытость для граждан и организаций информации, имеющей значение для принятия решения по конкретному делу, равно как и отсутствие в правовом акте норм, устанавливающих возможность и порядок получения такой информации, затрагивающей права и свободы конкретного заявителя.
Вместе с тем наличие, например, в правовых актах коллизий правовых норм создаёт для должностных лиц возможность произвольного выбора той или иной нормы, подлежащей применению в каждом конкретном случае, что в итоге может привести к произвольному осуществлению указанным лицом своих полномочий, что, в свою очередь, может способствовать проявлению коррупции или созданию условий для её проявления.
Федеральный закон не содержит прямых запретов на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления деятельности по выявлению в правовых актах и их проектах положений, создающих условия для проявления коррупции, но не предусмотренных в Методике, в связи с чем в Удмуртской Республике такая деятельность осуществлялась и осуществляется.
Тем не менее в правоприменительной практике Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, ссылаясь на положения пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона, придерживаются позиции, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе осуществлять деятельность по выявлению, оценке и исключению из правовых актов и их проектов положений, которые могут способствовать проявлению коррупции или созданию условий для её проявления, но которые не предусмотрены Методикой.
На наш взгляд, такое понимание и применение указанной нормы Федерального закона означает, что те положения, которые фактически создают или могут создавать условия для проявления коррупции, но не описаны в Методике, таковыми положениями не являются. Следовательно, большой массив положений, создающих условия для проявления коррупции, не должен выявляться, оцениваться и исключаться, что не соответствует принципам, мерам и направлениям противодействия коррупции, установленным Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе принципам публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, комплексного использования организационных и правовых мер в целях противодействия коррупции и приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Более того, Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации неоднократно отмечалось, что законодательство довольно часто не поспевает за существующей и вновь возникающей коррупционной практикой, что препятствует эффективной борьбе с коррупцией. Предусмотренное представленным проектом расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по дополнительному выявлению положений, которые могут способствовать проявлению коррупции или созданию условий для её проявления, позволит в определённой степени решить также и данную проблему.
На основании изложенного предлагаем дополнить пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона положениями, предоставляющими органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления право организовать и осуществлять деятельность по выявлению, оценке и исключению из правовых актов и их проектов положений, которые могут способствовать проявлению коррупции или созданию условий для её проявления, дополнительно к тем, что уже описаны в Методике.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" не повлечёт признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.